Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1191/2021, УИД: 24RS0002-01-2021-001395-41 по иску Сафронова Якова Лавровича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске (межрайонному) о признании незаконным решения, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Сафронова Якова Лавровича на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сафронов Я.Л. обратился в суд с требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ачинске (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Ачинске (межрайонное), пенсионный орган) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что 22 октября 2020 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением пенсионного органа от 5 ноября 2020 г. ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", требуется стаж 8 лет, имеется 7 лет 8 месяцев 1 день.
С данным решением истец не согласен, полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований Сафронова Якова Лавровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске (межрайонному) о признании незаконным решения от 5 ноября 2020 г, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения.
В кассационной жалобе истец Сафронов Я.Л. просит отменить решение Ачинского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г, как незаконные и необоснованные, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сафронов Я.Л. обратился 22 октября 2020 г. в ГУ УПФ РФ в г. Ачинске (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 5 ноября 2020 г. ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": требуется стаж 8 лет, а имеется 7 лет 8 месяцев 1 день.
Из приложения к решению пенсионного органа следует, что в подсчет страхового стажа с учетом статей 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и стажа работы в районах Крайнего Севера (далее по тексту также РКС) по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учтены периоды работы Сафронова Я.Л. с 1981 года по 2020 год, в том числе с 13 февраля 2013 г. по 8 июля 2014 г, с 16 июля 2014 г. по 2 сентября 2020 г, с 4 сентября 2020 г. по 21 октября 2020 г. в РКС, страховой стаж на дату обращения истца составил 37 лет 2 месяца 13 дней, не принят к зачету в стаж период с 9 июля 2014 г. по 15 июля 2014 г. (7 дней) - отпуска без сохранения заработной платы. Право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в возрасте 57 лет 5 месяцев у истца отсутствует, поскольку стаж работы в особых условиях труда составляет 7 лет 8 месяцев 1 день.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Сафронов Я.Л. обратился в суд с иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Сафронова Я.Л. о признании решения пенсионного органа незаконным и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения. При этом, суд исходил из того, что на дату обращения с заявлением истец не достиг права на льготную пенсию поскольку при обращении с заявлением в возрасте 57 лет 5 месяцев у истца отсутствует необходимый стаж работы в особых условиях труда - 8 лет (имеется 7 лет 8 мес.1 день), а также с учетом отложенного права.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Положениями пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
В соответствии с приложением N к Федеральному закону от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" при достижении возраста при котором возникает право на страховую пенсию по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в 2020 г. право на страховую пенсию наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения такого права.
Согласно разъяснениям в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 854-О, для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, установлены такие же темпы повышения пенсионного возраста (до 60 и 55 лет - соответственно для мужчин и женщин), как и для граждан, которым страховая пенсия по старости назначается на общих основаниях, а возрастные параметры отличаются от предусмотренных для всех застрахованных лиц, работающих в иных регионах, на такую же величину, как и в соответствии с ранее действовавшим регулированием. Следовательно, в отношении данной категории застрахованных лиц сохранены льготные условия пенсионного обеспечения, гарантирующие им назначение пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (части 3 и 4 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Установив, что у Сафронова Я.Л, достигшего возраста 57 лет 5 месяцев, на момент обращения в пенсионный орган не имелось стажа на соответствующих видах работ, стаж в особых условиях работы в районах Крайнего Севера составляет 7 лет 8 месяцев 1 день, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, об отказе в удовлетворении исковых требований Сафронова Я.Л. в полном объеме, поскольку право на досрочную страховую пенсию у него возникнет лишь с 3 января 2024 г.
Суд апелляционной инстанции исключил из решения указание на то, что право на досрочную страховую пенсию у Сафронова Я.Л. возникнет с 3 января 2024 г, поскольку установлено, что на 2021 год истец продолжает работать в районах Крайнего Севера, а, следовательно, при определении возможной даты наступления права обращения за пенсией следует учитывать увеличение возраста и стажа работы в РКС пропорционально, то есть право на пенсию у Сафронова Я.Л. при продолжении осуществления трудовой деятельности в РКС возникнет ранее указанной судом даты.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Представленные сторонами доказательства, оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59 и 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сафронова Якова Лавровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.