Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-25/2021; УИД: 70RS0004-01-2020-000448-58 по иску Куандыкова Каната Асановича к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о признании решения пенсионного органа незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в общий страховой стаж, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 17 февраля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Куандыков К.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центру представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о признании решения пенсионного органа незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в общий страховой стаж, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости, поскольку у истца недостаточно стажа по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что не позволяет применить положения части 2 статьи 33 указанного Закона. Полагает, что спорные периоды необоснованно ответчиком не учтены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом уточнений исковых требований просил суд признать решение от 16 сентября 2019 г. N незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в его общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 16 октября 1989 г. по 22 марта 1990 г, с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г.; возложить обязанность включить в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г. и, с учетом правил суммирования по части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачесть в стаж в связи с работой на Крайнем Севере; возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 4 августа 1992 г. по 31 декабря 1992 г, с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г.; возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права.
Решением Советского районного суда г. Томска от 17 февраля 2021 г. исковые требования удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 возложена обязанность включить:
в общий трудовой и страховой стаж работы Куандыкова К.А. периоды с 16 октября 1989 г. по 22 марта 1990 г, с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г.;
в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г.;
в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды: с 4 августа 1992 г. по 31 декабря 1992 г, с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г.
На Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 возложена обязанность назначить Куандыкову К.А. страховую пенсию с учетом положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 декабря 2019 г.
С Государственного учреждения - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 в пользу Куандыкова К.А. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины взыскано 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 27 июля 2021 г. постановлено:
"Решение Советского районного суда города Томска от 17 февраля 2021г. отменить в части отказа в удовлетворении требований Куандыкова Каната Асановича к Государственному учреждению - Центру представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о возложении обязанности зачесть в стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом правил суммирования со стажем на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г, принять в данной части новое решение, которым указанное требование удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 зачесть Куандыкову Канату Асановичу в стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом правил суммирования со стажем на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г. в АО "Ленгерская нефтеразведочная экспедиция по испытанию скважин" помощником бурильщика.
Изменить решение суда в части даты назначения страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 назначить Куандыкову Канату Асановичу страховую пенсию с учетом положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 2 июня 2019 г.
В остальной части решение оставить без изменения".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Мальцев Д.Б. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, в части удовлетворенных исковых требований Куандыкова К.А, с направлением дела на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Куандыкова К.А. - Евсюковой Г.В. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 20 мая 2019 г. Куандыков К.А. впервые обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с 20 мая 2019 г.
Решением пенсионного органа от 16 сентября 2019 г. N Куандыкову К.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера необходимой продолжительности.
Решением ответчика от 18 марта 2020 г. N Куандыкову К.А. по его заявлению от 18 декабря 2019 г. вновь отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по тому же основанию - недостаточно стажа работы в районах Крайнего Севера, предусмотренного в части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данным решением пенсионного органа в специальный стаж в связи с работой на Крайнем Севере (с учетом правил перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в стаж работы на Крайнем Севере) Куандыкову К.А. зачтено 14 лет 10 мес. 22 дня; в специальный стаж за работу по Списку N 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 14 лет 1 месяц 6 дней.
Из общего страхового стажа исключены периоды работы с 16 октября 1989 г. по 22 марта 1990 г, с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г.; в специальный стаж, дающий право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истцу не включен период с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г. в Ленгерской нефтеразведочной экспедиции по испытанию скважин в качестве помощника бурильщика; в стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период с 4 августа 1992 г. по 31 декабря 1992 г. в совместном Российско-Канадском предприятии "Вах Фракмасте Сервисиз" помощником бурильщика включен только в количестве фактически отработанных дней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (2 месяца 22 дня); не включен период с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г. в ООО "НафтаИнвест" помощником бурильщика.
Решением ответчика от 17 апреля 2020 г. истцу по заявлению от 25 марта 2020 г. назначена страховая пенсия по старости с 25 марта 2020 г. При этом позиция ответчика по спорным периодам работы не изменилась.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г..N 651, Правил исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Принимая во внимание, что хронология событий, порядок записей в трудовой книжке не нарушены, печать организации соответствует наименованию организации, суд включил период работы истца 16 октября 1989 г..по 22 марта 1990 г..в Чимкенсткое Облагропромобъединение в общий трудовой и страховой стаж истца.
Также судом включен в общий трудовой и страховой стаж истца период работы с 16 июня 1999 г..по 15 августа 1999 г..В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судом включен период работы истца с 8 мая 1990 г..по 25 июня 1 992 г..В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судом включены периоды работы истца с 4 августа 1992 г..по 31 декабря 1992 г, с 16 июня 1999 г..по 15 августа 1999 г..На Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 судом возложена обязанность назначить Куандыкову К.А. страховую пенсию с учетом положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 декабря 2019 г..В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд апелляционной инстанции определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 июля 2021 г. решение Советского районного суда города Томска от 17 февраля 2021 г. отменил в части отказа в удовлетворении требований Куандыкова К.А. к Государственному учреждению - Центру представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о возложении обязанности зачесть в стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом правил суммирования со стажем на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г, приняв в данной части новое решение, которым указанное требование удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции также обязал Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 зачесть Куандыкову К.А. в стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом правил суммирования со стажем на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г. в АО "Ленгерская нефтеразведочная экспедиция по испытанию скважин" помощником бурильщика.
Также суд апелляционной инстанции обязал Государственное учреждение - Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 назначить Куандыкову Канату Асановичу страховую пенсию с учетом положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 2 июня 2019 г. В остальной части решение оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции и апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, должность помощника бурильщика предусмотрена разделом XIII Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угла и сланца данного Списка.
Подразделом "Добыча нефти, газа и газового конденсата" Раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены позиция 2130200а-11292 "бурильщики капитального ремонта скважин".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, которые применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (аналогичная норма была предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы от 11 июля 2002 г. N 516 при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 указанных Правил, при этом предусмотрено прибавление к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
Согласно абзацу 7 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат исчислению в полуторном размере.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичное правило закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, а также в пункте 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счетам ведомости на выдачу заработной платы.
Из совокупности представленных сторонами доказательств, оценка которым дана судом первой и апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлен факт работы истца в период с 16 октября 1989 г. по 22 марта 1990 г. в Чимкенстком Облагропромобъединении, с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г. в ООО "НафтаИнвест" помощником бурильщика по капитальному ремонту скважин, в связи с чем указанные периоды включены судом в общий трудовой и страховой стаж работы Куандыкова К.А.
Поскольку справкой N от 9 февраля 2021 г, выданной АО "Ленгерская нефтеразведочная экспедиция по испытанию скважин", в том числе с учетом справки, представленной в суд апелляционной инстанции, подтверждена работа Куандыков К.А. в Ленгерской нефтеразведочной экспедиции по испытанию скважин в качестве ученика помощника бурильщика с 26 апреля 1990 г. по 7 мая 1990 г, в качестве помощника бурильщика с 8 мая 1990 г. по 25 июня 1992 г.; работа по профессии помощника бурильщика проводилась в полевых условиях с 12 часовым рабочим днем, что дает право на льготное пенсионное обеспечение по разделу XIII Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца Списка N 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 N 1173, суд апелляционной инстанции обоснованно включил указанный период в льготный страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, отменив в части решение суда первой инстанции.
Установив, что работа истца в период с 16 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г. в ООО "НафтаИнвест" проходила в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижневартовский район), указанный период обоснованно включен судом в специальный трудовой стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" как работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Установив, что в результате суммирования спорных периодов с учетом установленного пенсионным органом стажа работы истца в районах Крайнего Севера (с учетом правил перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в стаж работы на Крайнем Севере) 14 лет 10 месяцев 22 дня, данный стаж составит более 15 лет, необходимых для назначения пенсии, при этом данный стаж был выработан истцом на день подачи им первого заявления о назначении пенсии - 20 мая 2019 г, суд апелляционной инстанции с учетом включенных в общий страховой и специальный стаж спорных периодов работы истца правомерно указал, что право на пенсию у истца возникло по достижении возраста 50 лет, то есть с 2 июня 2019 г, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции в части даты назначения истцу страховой пенсии.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в обжалуемых судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 17 февраля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.