Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1753/2021, УИД: 42RS0009-01-2021-002142-83 по иску Шагинян Грачя Ониковича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Шагинян Грачя Ониковича - Карнаева П.О. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя истца Шагинян Г.О. - Карнаева П.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шагинян Г.О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту также УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное)), в котором просил признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 17 января 2019г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и обязать УПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
- с 25 июля 1983 г. по 18 мая 1988 г. (4 г. 9 мес. 24 дня) - диспетчером службы движения аэропорта "Горис", диспетчером-стажером УВД аэропорта "Джермук", диспетчером службы движения аэропорта "Сисиан" в Ереванском Объединенном Авиаотряде Армянского Управления Гражданской Авиации;
- с 2 июля 1991 г. по 31 декабря 2001 г. (10 лет 6 мес.) - диспетчером АДП СУБД комплекса по наземному и аэронавигационному обеспечению полетов, диспетчером АДП КНАОП в Авиакомпании "Армянские авиалинии" диспетчер на диспетчерском пункте "Подход", обязать УПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 28 марта 2018 г. (даты обращения).
Требования мотивированы тем, что 28 марта 2018 г. он обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решениями УПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 27 июня 2018 г. и N от 17 января 2019 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Основанием для отказа в зачете в специальный стаж периода работы с 25 июля 1983 г. по 18 мая 1988 г. в должности диспетчера службы движения аэропорта "Горис", диспетчера-стажера УВД аэропорта "Джермук", диспетчера службы движения аэропорта "Сисиан" в Ереванском Объединенном Авиаотряде Армянского Управления Гражданской Авиации и периода работы с 2 июля 1991 г. по 31 декабря 2001 г. в должности диспетчера АДП СУБД комплекса по наземному и аэронавигационному обеспечению полетов, диспетчера АДП КНАОП в Авиакомпании "Армянские авиалинии", диспетчера на диспетчерском пункте "Подход" послужило то, что из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.
В указанные периоды он работал во вредных условиях, в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе. Условия работы истца в спорные периоды в должности диспетчера соответствуют условиям работы, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2021 г. постановлено:
"Исковые требования Шагинян Грачя Ониковича удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) N от 17 января 2019 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы Шагинян Грачя Ониковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения:
с 25 июля 1983г. по 18 мая 1988 г. (4 г. 9 мес. 24 дня) - диспетчером службы движения аэропорта "Горис", диспетчером-стажером УВД аэропорта "Джермук", диспетчером службы движения аэропорта "Сисиан" в Ереванском Объединенном Авиаотряде Армянского Управления Гражданской Авиации;
с 2 июля 1991г. по 31 декабря 2001 г. (10 лет 6 мес.) - диспетчером АДП СУВД комплекса по наземному и аэронавигационному обеспечению полетов, диспетчером АДП КНАОП в Авиакомпании "Армянские авиалинии" диспетчером на диспетчерском пункте "Подход".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Шагинян Грачя Ониковичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 августа 2021 г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2021г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шагинян Грачя Ониковича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) - отказать.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) удовлетворить".
В кассационной жалобе представитель Шагинян Г.О. - Карнаев П.О. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 августа 2021г, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2021г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истца Шагинян Г.О. - Карнаева П.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 28 марта 2018 г. Шагинян Г.О. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в УПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное).
Решением УПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 27 июня 2018 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.к. отсутствует стаж на соответствующих видах работ (при требуемом - 5 лет) и страховой стаж (в наличии 9 лет 2 мес. 8 дней, при требуемом 20 лет).
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии не засчитаны следующие периоды работы:
- с 25 июля 1983 г. по 18 мая 1988 г. (04 г. 09 мес. 24 дня) - диспетчер службы движения аэропорта "Горис", диспетчер-стажер УВД аэропорта "Джермук", диспетчер службы движения аэропорта "Сисиан" в Ереванском Объединенном Авиаотряде Армянского Управления Гражданской Авиации, - с 2 июля 1991 г. по 15 января 1992 г. (6 мес. 14 дней) - диспетчер АДП СУБД комплекса по наземному и аэронавигационному обеспечению полетов, диспетчер АДП КНАОП в Авиакомпании "Армянские авиалинии", т.к. отсутствует документальное подтверждение периодов работы в условиях, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно -диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах. местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренное Списком N 1 от 26 января 1991 г. N10, Перечнем от 26 сентября 1991 г.
В страховой стаж работы засчитаны следующие периоды работы:
- с 1 сентября 1979 г. по 2 июля 1980 г. (10 мес. 02 дня) - рабочий в Агавнадзорском совхозе Ехегнадзорского района Армении;
- с 1 сентября 1980г. по 24 июля 1984 г. (02 г. 10 мес. 24 дня) - учеба в Кировоградском летно-штурмовом училище;
- с 25 июля 1983 г. по 30 ноября 1991 г. (08 лет 04 мес. 06 дней) - диспетчер в ЗАО "Армааэронавигация".
Кроме того, в страховой стаж работы не засчитаны следующие периоды работы:
- 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 2001 г. (10 лет 01 мес. 01 день) - диспетчер в ЗАО "Армааэронавигация", т.к. стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден, что предусмотрено статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Правилами N 884- н от 17 ноября 2014 г, Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н, Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н;
- с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2017 г. (16 лет 01 день) - диспетчер в ЗАО "Армаэронавигация", т.к. стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден, что предусмотрено статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Правилами N 884-н от 17 ноября 2014 г, Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н, Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н.
Отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.
Пенсионным органом в рамках проведения проверки направлены запросы об истребовании справок, подтверждающих факт льготной работы за период с 25 июля 1983 г. по настоящее время в Министерство труда и социальных вопросов Республики Армении.
На 27 июня 2018 г. ответы на запросы не поступили.
Из представленных документов заявителя страховой стаж составил 9 лет 2 мес. 8 дней, стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 отсутствует, в связи с чем, ответчиком сделан вывод об отсутствии, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости у Шагинян Г.О. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 17 января 2019 г, принятым в дополнение к решению от 27 июня 2018 г. Шагинян Г.О. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.к. отсутствует стаж на соответствующих видах работ (в наличии - отсутствует, при требуемом - 5 лет).
Не засчитаны по Списку N 1 от 26 января 1991 г. N 10 следующие периоды работы:
- с 25 июля 1983 г. по 18 мая 1988 г. (4 г. 9 мес. 24 дня) - диспетчер службы движения аэропорта "Горис", диспетчер-стажер УВД аэропорта "Джермук", диспетчер службы движения аэропорта "Сисиан" в Ереванском Объединенном Авиаотряде Армянского Управления Гражданской Авиации, т.к. из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, что предусмотрено Списком N 1 от 26 января 1991 г. N 10, Перечнем от 26 сентября 1991 г, - с 2 июля 1991 г. по 31 декабря 2001 г. (10 лет 6 мес.) - диспетчер АДП СУБД комплекса по наземному и аэронавигационному обеспечению полетов, диспетчер АДП КНАОП в Авиакомпании "Армянские авиалинии" диспетчер на диспетчерском пункте "Подход", т.к. из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, что предусмотрено Списком N 1 от 26 января 1991 г. N 10, Перечнем от 26 сентября 1991 г.
В соответствии с записями в трудовой книжке в спорный период Шагинян Г.О.:
25 июля 1983 г. принят во 2 Ереванский Объединенный авиаотряд Армянского Управления Гражданской авиации на должность диспетчера СД а/п Горис (Пр. N от 4 августа 1983 г.);
18 марта 1985 г. переведен диспетчером УВД в а/п Джермук (пр. N от 18 марта 1985 г.);
3 апреля 1986 г. присвоен второй класс диспетчера службы движения (пр. N от 7 апреля 1986 г.);
22 февраля 1988 г. переведен на должность диспетчера СД а/п Сисиан (пр. N от 29 февраля 1988 г.);
19 мая 1988 г. переведен в 26 учебно-тренировочный центр инструктором диспетчерских, тренажеров (пр. N от 16 мая 1988 г.);
2 июля 1991 г. переведен диспетчером АДП СУБД комплекса по наземному и аэронавигационному обеспечению полетов (пр. N от 2 июля 1991 г.);
Приказом N от 1 марта 1991 г. Армянское управление ТА переименовано в Авиакомпанию "Армянские авиалинии".
2 июля 1991 г. назначен диспетчером АДП КНАОП 2 класс (N от 12 сентября 1991 г.);
9 ноября 1993 г. допущен к самостоятельной работе на пункте ДПП СУБД (пр. N от 8 ноября 1993 г.);
24 марта 1994 г. присвоен 1 класс диспетчера СУБД (пр. N от 24 марта 1994 г.);
1 июля 1994 г. назначен диспетчером ДПП СУБД 1 класса (пр. N от 1 августа 1994 г.);
1 июня 1995 г. допущен к УВД на английском языке (пр. N от 30 июня 1995 г.);
1 октября 1997 г. служба УВД вошла в состав вновь организованного при а/п "Звартноц" Государственного дочернего предприятия "Армаэронавигация" (пр. N от 1 октября (год не читается) д-р ГДП);
1 октября 1997 г. назначен диспетчером 1 класса ДПП ГДП "Армаэронавигация" (пр. N от 1 октября 1997 г. д-р ГДП);
1 июня 1998 г. допущен к управлению воздушным движением на английском языке (приказ N от 24 июня 1998 г.);
1 ноября 1999 г. назначен диспетчером первого класса УВД на диспетчерском пункте "Подход" (приказ N от 4 января 1999 г.);
1 февраля 2000 г. переведен в центр управления воздушным движением на должность диспетчера радиолокационного и процедурного контроля (приказ N от 16 февраля 2000 г.);
1 мая 2006 г. назначен на должность диспетчера УВД 1-го класса на диспетчерском пункте "Подход" центра УВД Службы обслуживания воздушного движения "Ереван" (приказ N от 28 апреля 2006 г.);
12 июня 2007 г. допущен к самостоятельной работе на Районном диспетчерском пункте центра УВД директора по обслуживанию воздушного движения (приказ N от 12 июня 2007 г.);
18 июня 2007 г. переведен на должность руководителя полетов центра УВД того же директората (приказ N от 15 июня 2007г, труд. согл. N от 15 июня 2007 г.).
Аналогичные сведения указаны в справке от 30 марта 2018 г. N, дополнительно сообщено, что общий навигационный стаж составляет 34 (тридцать четыре) года, 7 (семь) месяцев и 21 (двадцать один) день, из которых стаж работы по непосредственному управлению воздушным движением составляет 31 (тридцать один) год 6 (шесть) месяцев и 19 (девятнадцать) дней.
Согласно справке от 3 октября 2013 г. Шагинян Г.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал во 2-ом Ереванском объединенном авиаотряде в подчинении Армянского Управления Гражданской авиации с 25 июля 1983г. (Пр. N от 4 августа 1983г.) по 19 мая 1988 г. (Пр. N от 16 мая 1988г.), в указанные периоды аэропорты "Горис", "Кафан", "Джермук" и "Сисиан" входили в состав 2-ого Ереванского объединенного авиаотряда Армянского Управления Гражданской авиации.
Справкой от 20 марта 2018 г. N подтверждается, что Шагиняну Г.О, работнику ЗАО "Армаэронавигация" Центра управления воздушным движением "Ереван" директората по обслуживанию воздушного движения, руководителю полетов с 1 октября 1997 г. по 28 февраля 2018 г. выплачена зарплата, из которой рассчитаны и отчислены социальные выплаты с 1 октября 1997 г. по 31 декабря 2012 г, рассчитан и отчислен подоходный налог с 1 января 2013 г. по 28 февраля 2018 г, далее указаны исторические сведения о переименовании.
Из справки ЗАО "Армаэронавигация" N от 27 сентября 2017 г. следует, что Шагинян Г.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2 августа 1983 г. был назначен на должность диспетчера службы движения на диспетчерском пункте КДП МВЛ /командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий/аэропорта Кафан. /Приказ N от 1 августа 1983 г./
Основание: Книжка диспетчера службы движения - раздел 1, пункт 9.
Основание: Архивная справка N от 25 сентября 2013 г, вместо отсутствующей соответственно записи в трудовой книжке Шагиняна Г.О.
По записям, сделанным в книжке диспетчера УВД ГА в графе "Продолжительность стажировки" / начало-окончание /, видно, что работа в качестве диспетчера-стажера КДП МВЛ аэропорта Кафан осуществлялась с 2 августа 1983 г. по 10 октября 1983 г. После отметки об окончании стажировки на диспетчерском пункте КДП-МВЛ продолжение записи находится в графе "Заключение по результатам стажировки" - фактически это разрешение к допуску к самостоятельной работе на том же диспетчерском пункте.
Основание: Книжка диспетчера службы движения - раздел II Прохождение специальной подготовки, пункт 11. Прохождение стажировки.
С 10 октября 1983 г. Шагинян Г.О. получил допуск к самостоятельной работе на том же диспетчерским пункте АДП-КДП аэропорта Кафан.
Основание: Книжка диспетчера службы движения - раздел III. Допуск к самостоятельной работе, пункт 15. Проверка специальных знаний.
В ответ на запрос УПФР по г. Кемерово Кемеровской области Маштоцкий территориальный отдел аппарата государственной службы социального обеспечения республики Армения от 4 июня 2018 г. N направил справки о стаже работы, переименовании организации, о заработной плате истца, согласно которым Шагинян Г.О. после окончания учебы в Кировоградском летно-штурманском училище начал работу в системе Гражданской авиации с 25 июля 1983 г, последовательно занимая должности диспетчера УВД Службы движения местных воздушных линий, диспетчера-инструктора диспетчерских тренажеров 26-го учебно - тренировочного центра, диспетчера УВД диспетчерских пунктов подхода и районного центра УВД и в настоящее время продолжает работать на должности руководителя полетов центра УВД "Ереван".
В материалах дела имеется архивная справка от 30 марта 2018 г, выданная Национальным архивом Армении, содержание которой о периодах работах и занимаемых должностях соответствует сведениям, указанным в трудовой книжке истца.
В архивной справке от 4 октября 2017 г. N приведены сведения о заработной плате истца в период с 1986 г. по 1990 г, также указано, что со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Фонд социального страхования полностью.
Согласно сведениям, предоставленным ЗАО "Армаэронавигация" в Республике Армения были приняты законы о пенсионном обеспечении граждан N от 3 мая 1991 г, N от 4 апреля 1996 г. и N от 9 апреля 2003 г, где были учтены положения из документа СССР (перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения), утвержденным 26 сентября 1991 г. во исполнение постановления Кабинета Министров СССР N257 от 17 мая 1991 г, который дает право диспетчеру выйти на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях с 50-ти лет. Шагинян Г.О, с 25 июля 1983 г. по 18 мая 1988 г. и с 2 июля 1991 г. по 17 июня 2007 г. работал в системе по непосредственному управлению воздушным движением гражданской авиации Республики Армения в качестве диспетчера управления воздушным движением и с 18 июня 2007 г. по настоящее время работает руководителем полетов.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, не согласилась с выводами суда первой инстанции полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих непосредственное управление воздушным движением в зонах, районах и секторах управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, равно как не было представлено надлежащих доказательств подтверждающих отношение аэропорта "Горис", аэропорта "Джермук", аэропорта "Сисиан", диспетчерского пункта "Подход" к зонам, районам и секторам управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью движения, являющихся необходимым основанием для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, и назначения досрочной страховой пенсии, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании права на назначение льготной пенсии.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсия" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Армения, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Таким образом, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на ее территории, за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Армения) и которые включаются в специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В Российской Федерации по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 раздел "Транспорт" подраздел 3 "Гражданская авиация" позиция 12003000-17541 право на льготное пенсионное обеспечение установлено диспетчерам, диспетчерам-инструкторам, старшим диспетчерам, руководителям полетов, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.
Законодательного акта, принятого Российской Федерацией, регулирующего вопросы включения в стаж на соответствующих видах работ времени работы в качестве диспетчеров на территории государств бывшего СССР, не имеется.
Вместе с тем, Постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 было предусмотрено, что Перечень указанных зон, районов и секторов управления воздушным движением утверждается Министерством гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством труда и социальных вопросов СССР.
На территории СССР применялся "Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения", утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 г.
В связи с этим гражданам, проживающим в Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 1 (раздел XXI, подраздел 3) подлежит включению трудовой стаж, приобретенный ими на территории республик бывшего СССР в качестве диспетчеров, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренных Перечнем от 26 сентября 1991 г.
В Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 г. включены районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов горных аэродромов.
Кроме этого, к Перечню зон, районов и секторов с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения относятся также зоны взлета и посадки ДПП (диспетчерских пунктов посадки) всех аэродромов гражданской авиации СССР (пункт 15 Перечня от 26 сентября 1991 г.).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции не применил подлежащий применению к спорным правоотношениям "Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения", утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 г, не проверил на соответствие указанному перечню работу истца в спорные периоды.
Придя к выводу, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих работу истца по управлению воздушным движениям, суд апелляционной инстанции в нарушение положений статьи 56, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел в обжалуемом судебном постановлении мотивов, по которым представленные истцом доказательства: акт проверки N от 18 декабря 2018 г. Маштоцким территориальным отделом аппарата государственной службы социального обеспечения республики Армения от 18 декабря 2018 г, письмо ЗАО "Армаэронавигация" от 18 октября 2018 г, отвергнуты судом апелляционной инстанции, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, оно приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 августа 2021 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.