Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Зайцева Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-270/2021 (УИД 55RS0008-01-2021-000072-07) по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка
по кассационной жалобе главы Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Дизер Д.И. на решение Азовского районного суда Омской области от 24 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее по тексту также Министерство) обратилось в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее также Администрация) о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка.
В обоснование требований указано, что в результате проведения планового мероприятия по обследованию земельного участка на территории Азовского немецкого национального района Омской области выявлено несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером N, установленном относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир - здание школы, участок находится примерно в 1373 м от ориентира по направлению на северо- восток, почтовый "адрес"
Просило обязать Администрацию провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранить загрязнение на земельном участке с кадастровым N, установленном относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир - здание школы, участок находится примерно в 1373 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес "адрес" с координатами: широта - 54, 7864, долгота - 73, 4120, протяженностью 245 м, общей площадью 1 800 кв.м в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Азовского районного суда Омской области от 24 мая 2021 г. исковые требования удовлетворены. На Администрацию Азовского немецкого национального района Омской области возложена обязанность провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранить загрязнение на земельном участке с кадастровым N, установленном относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир - здание школы, участок находится примерно в 1373 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый "адрес" с координатами: широта - 54, 7864, долгота - 73, 4120, протяженностью 245 м, общей площадью 1 800 кв.м до 1 декабря 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 августа 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней глава Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Дизер Д.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с нарушением норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что ДД.ММ.ГГГГ г. Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков, расположенных на территории Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
В ходе обследования установлено несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым N, установленном относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир - здание школы, участок находится примерно в 1 373 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый "адрес", с координатами: широта - 54, 7864, долгота - 73, 4120, протяжённостью 245 м, общей площадью 1800 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ г. на основании планового (рейдового) задания, проведено дополнительное обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым N, установленном относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - здание школы, участок находится примерно в 1 373 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый "адрес" с координатами:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
имеется несанкционированная свалка отходов в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и плёнки, стеклянных и пластиковых бутылок, отходов пластиковых изделий, биологических отходов, строительных отходов, протяжённостью 245 м, общей площадью 1 800 кв.м. Также установлены очаги возгорания несанкционированной свалки.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым N является Муниципальное образование "Азовский немецкий национальный муниципальный район" Омской области.
ДД.ММ.ГГГГ г. Министерством в адрес главы Азовского немецкого национального муниципального района Омской области направлено письмо о необходимости принятия мер по ликвидации места несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Администрацией в адрес Министерства был направлен ответ о том, что ликвидация несанкционированного размещения отходов производства и потребления в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых средств в бюджете.
Полагая, что выявленное несанкционированное размещение отходов нарушает права неопределённого круга лиц, создает риск угрозы ухудшения экологической обстановки на территории муниципального образования, причинения вреда окружающей среде, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выявленный факт несанкционированного размещения твёрдых коммунальных (бытовых) отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом на Администрацию обязанностей, что в свою очередь приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создаёт реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился, оставив решение суда в силе.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно преамбуле к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положениями статьи 8 этого же Федерального закона N89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Кроме того, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Применительно к положениям пункта 18 части 1, частей 3, 4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и территориях входящих в них сельских поселений.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
При этом, в соответствии с абзацами четвёртым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89- ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно примечанию к пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введён Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст) собственниками отходов являются: юридическое лицо индивидуальный предприниматель, производящий отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования Североуральский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ г, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.3 указанного федерального закона).
Таким образом, в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Как следует из материалов дела, загрязнение земельного участка, наличие несанкционированного складирования отходов на спорном земельном участке на момент проверки и в период рассмотрения дела, ответчиком не оспаривалось, указанный факт подтверждён представленными в материалы дела актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ г, иными допустимыми доказательствами.
Рассматривая спор, учитывая, что несанкционированная свалка отходов расположена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчику, а также на земельном участке, расположенном на территории Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, суды пришли к законному выводу, что Администрация Азовского немецкого национального муниципального района Омской области несёт ответственность за загрязнение земельного участка, любое иное негативное воздействие на данный земельный участок.
В целях исполнения обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязанностей по сохранности земель и предотвращению их загрязнения отходами производства и потребления, действующим законодательством Администрация района наделена соответствующими полномочиями, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что Администрация является надлежащим ответчиком на настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы и дополнений к ней об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области обязанностей по устранению загрязнений земельного участка и о возложении данных обязанностей на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права. Оснований для возложения ответственности на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области исходя из существа и предмета заявленных исковых требований, не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что Министерство в рассматриваемом деле является ненадлежащим истцом, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Абзацем двенадцатым статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе и предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Подпунктом 19 пункта 9 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 г. N8, к полномочиям данного органа исполнительной власти Омской области отнесено предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством.
Соответственно, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области наделено полномочиями по обращению в суд с исками в интересах неопределённого круга лиц, в целях устранения вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства, законодательства об охране земель.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба и дополнения к ней ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленного судебного акта в кассационном порядке, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Азовского районного суда Омской области от 24 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Дизер Д.И. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.