Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-220/2021 по административному исковому заявлению Гусенаджиева Рустама Османовича о признании не действующей строки 3321 подраздела "город Хасавюрт" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219), по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 27 июля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее также - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее также - Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" включен в Перечень (строка 2874) с установлением сроков и видов ремонтных работ.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" и постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" Программа изложена в новых редакциях; в отношении указанного многоквартирного дома изменены виды и сроки ремонтных работ.
Гусенаджиев Р.О. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просил признать не действующей строку 3321 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) в части исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ 1), работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (шифр работ 6) из планового периода 2017-2019 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (шифр работ 3) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (шифр работ 2), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ 9), утеплению и ремонту фасада (шифр работ 10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (шифр работ 4), работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройства выхода на кровлю (шифр работ 8) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (шифр работ 5) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; исключению работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ 11) из планового периода 2035-2037 гг.; исключению работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (шифр работ 2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройства выходов на кровлю (шифр работ 8) из планового периода 2038-2040 гг. многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указал, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня административным ответчиком произведены в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, необоснованно, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. административные исковые требования удовлетворены в полном объеме заявленных требований.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка представленной информации от администрации ГО "город Хасавюрт" о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, что позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период без проведения собрания собственников помещения в многоквартирном доме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель Правительства Республики Дагестан просил о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. N 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец является собственником квартиры N 24, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 Программа изложена в новой редакции, в соответствии с которой в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", планировалось проведение следующих работ: 2017-2019 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада; 2026-2028 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения; 2035-2037 гг. - ремонт фундамента многоквартирного дома; 2038-2040 гг. - ремонт внутридомовой системы инженерной системы электроснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (строка 2874).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой были внесены изменения в Региональную программу путем перенесения видов работ по вышеуказанному многоквартирному дому, в частности: в 2032-2034 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения, ремонт крыши. в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; 2038-2040 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (строка 3232).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом включен в Перечень (строка 3321) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в 2032-2034 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ 4, 8); 2035-2037 гг. - ремонт внутридомовой системы газоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада (шифр работ 2, 5, 9, 10); 2038-2040 гг. - ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ремонт внутридомовой системы теплоснабжения (шифр работ 1, 3).
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме "адрес" произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришла к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный акт (в соответствующей редакции) принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие, официально опубликован.
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для сокращения объема и увеличения сроков проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) приняты с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон N 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Частью 11 статьи 11 Закона N 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6-10 настоящей статьи.
Из смысла положений частей 6-10 статьи 11 Закона N 57 следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона N 57.
Материалами административного дела подтверждено, что собственники многоквартирного дома "адрес" не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта.
Судом с учетом сведений о техническом состоянии данного многоквартирного дома принято во внимание, что многоквартирный дом, введенный в эксплуатацию в 1987 году, имеет износ кровли 36 % (требуется капитальный ремонт), износ фасада 36% (требуется капитальный ремонт), износ системы водоснабжения и водоотведения 56% (требуется капитальный ремонт), износ системы теплоснабжения 56% (требуется капитальный ремонт), однако в результате проведенной актуализации срок проведения капитального ремонта этих конструктивных элементов перенесен за пределы первоначально установленных сроков либо исключен из Программы в ее действующей редакции.
В такой ситуации, как верно указано судом первой инстанции, подлежат отклонению приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома.
Исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства опровергают доводы Правительства Республики Дагестан о наличии фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения перечня работ.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
Указанная норма предусматривает перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период без решения общего собрания собственников помещений в случае изменения сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. При этом в любом случае, такой перенос срока не должен носить произвольный характер.
В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) в оспариваемой части приняты с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Применительно к положениям пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными. По смыслу приведенных положений закона, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта; в связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.