Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Бычковой Т.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 28 декабря 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года в отношении Бычковой Татьяны Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года, Бычкова Т.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Бычкова Т.С. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материала дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях). Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях).
Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц (пункт 1 части 4 статьи 5).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях, частью 1 которой установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что 26 декабря 2020 года Бычкова Т.С. в период времени с 12 часов 20 минут по 13 часов 45 минут принимала участие в несогласованном публичном мероприятии - пикетировании, перешедшем в шествие в поддержку бывшего Губернатора Хабаровского края Фургала С.И. с количеством участников мероприятия около 50 человек, двигаясь по тротуарам по маршруту: "адрес" На неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, озвученных с помощью звукоусиливающих устройств, Бычкова Т.С. не реагировала, продолжила шествие в составе группы, чем нарушила пункт 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Указанные установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Бычковой Т.С. обязанностей участника публичного мероприятия, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Бычковой Т.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, подробный перечень которых приведен в оспариваемых судебных актах, том числе: протоколом об административном правонарушении от 26 декабря 2020 года; рапортами сотрудников полиции; видеозаписью; фотоматериалами и иными материалами дела, которым судами дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой в совокупности, получены с соблюдением закона, логичны, последовательны и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении наказания события административного правонарушения.
Из всей совокупности документов, фото- и видеоматериалов, представленных в дело, следует, что Бычкова Т.С. была участником публичного мероприятия, проводившегося без уведомления органов местного самоуправления, и не выполнила законные требования сотрудников полиции оставить место проведения публичного мероприятия, продолжив шествие по тротуарам города Хабаровска.
Административное наказание назначено Бычковой Т.С. с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновной.
Оснований для переквалификации действий Бычковой Т.С. по доводам жалобы с части 5 на часть 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ не имеется, поскольку признаки, квалифицирующие предусмотренное частью 6.1. статьи 20.2 КоАП РФ административное правонарушение, в вину Бычковой Т.С. не вменялись, в протоколе по делу не описаны.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Событие административного правонарушения, в совершении которого Бычкова Т.С. признана виновной, не противоречит описанным в протоколе по делу об административном правонарушении обстоятельствам.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и получили исчерпывающую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам дела, порядку осуществления производства по делу, не согласиться с которой оснований не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Бычковой Т.С. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 28 декабря 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года в отношении Бычковой Татьяны Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Бычковой Т.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.