Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Безденежных Ю.Ю. в защиту АО "Ванинский морской торговый порт" на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 января 2021 года N 16-95/2020, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года в отношении акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Ванинский морской торговый порт", АО "Порт Ванино") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 января 2021 года N 16-95/2020, оставленным без изменения решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 июня 2021 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года, юридическое лицо - АО "Ванинский морской торговый порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Безденежных Ю.Ю. в защиту АО "Ванинский морской торговый порт" просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона об экологической экспертизе результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 названного Закона.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе).
В соответствии с подпунктом 7 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в частности, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах).
Статьей 34 Закона о внутренних морских водах установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (часть 1). Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (часть 2).
Как установлено по делу, по результатам плановой выездной проверки соблюдения АО "Ванинский морской торговый порт" обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности выявлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы при эксплуатации причалов NN 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 14а, 15, 16, 17, 19, 20 и пирса N 3 (объект высокой категории риска).
Установление данных обстоятельств повлекло привлечение АО "Порт Ванино" к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Ванинский морской торговый порт" вмененного в вину административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2020 года N 16-95/2020, актом обследования территории от 1 декабря 2020 года, актом проверки от 1 декабря 20230 года, уставом, актом проверки от 24 декабря 2020 года и иными исследованными материалами, которым в судебных актах дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Установив, что АО "Порт Ванино" допущено нарушение норм природоохранного законодательства и у юридического лица имелась возможность не допустить нарушений, судьи районного и краевого судов признали вывод государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении общества к установленной частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ административной ответственности правильным.
Доводы, приведенные в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, отклонены судами обеих инстанций по приведенным в соответствующих судебных актах мотивам, с которыми не согласиться оснований не имеется.
Так, судьями нижестоящих судебных инстанций сделан правильный, основанный на подлежащих применению нормах материального права и установленных обстоятельствах дела вывод о том, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Следовательно, осуществляемые юридическим лицом работы во внутренних морских водах могли быть начаты только при наличии названного заключения.
Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды. Она является также способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. Экологическая экспертиза - это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1421-О-О).
Закон об экологической экспертизе направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В статье 3 названного закона закреплены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Реализация данного права граждан не может быть ограничена началом осуществления хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море, на чем фактически в жалобе настаивает защитник юридического лица, ошибочно полагая, что обязанность АО "Порт Ванино" получить экологическое заключения прекращена, так как юридическое лицо не планирует, а осуществляет свою предпринимательскую деятельность в названных акваториях.
Иное не позволило бы обеспечить выполнение экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, и привело бы к нарушению баланса публичных и частных интересов.
Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (подпункт 6 статьи 30 Закона об экологической экспертизе) и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.4 КоАП РФ для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 января 2021 года N 16-95/2020, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года в отношении акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Безденежных Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.