Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Соколова К.В. в защиту Степанова В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 71судебного района "Центральный район города Хабаровска" от 16 июля 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 9 сентября 2021 года в отношении Степанова Виталия Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N71 судебного района "Центральный район города Хабаровска" от 16 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 9 сентября 2021 года, должностное лицо - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" (далее - ООО "Транснефть-Дальний Восток", общество) Степанов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Соколов К.В, действующий на основании доверенности в защиту Степанова В.В, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 указанного закона обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требования об актуализации паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, предусмотрены частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 460 утверждены Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).
По смыслу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля N 256-ФЗ действия подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства являются одной из составляющих физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 10 по 18 февраля 2021 года, установлено, что паспорт безопасности нефтеперекачивающей станция N3 "Амурская" (далее - НПС N 3 "Амурская") ООО "Транснефть-Дальний Восток" не актуализирован в связи с изменением компонентов организации охраны и защиты объекта; работники команды вневедомственной охраны по охране указанной нефтеперекачивающей станции отряда "Хабаровский" управления безопасности ООО "Транснефть - Дальний Восток" не имеют в своем распоряжении гражданского, служебного оружия для предотвращения актов незаконного вмешательства.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ООО "Транснефть-Дальний Восток" Степанова В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 20.30 КоАП РФ.
Факт совершения Степановым В.В. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия Степанова В.В. правильно квалифицированы мировым судьей по части 1 статьи 20.30 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 15 октября 2020 года N 339-ФЗ, вступившего в действие с 14 апреля 2021 года, поскольку действующая на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, редакция статьи 20.30 КоАП РФ предусматривала более суровое наказание. Указанное соответствует положениям статьи 1.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела.
В силу положений подпункта "е" пункта 3 Правил актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется в частности при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Согласно разделу 5 паспорта объекта топливно-энергетического комплекса - НПС N 3 "Амурская", утвержденного генеральным директором ООО "Транснефть - Дальний Восток" 10 апреля 2019 года, объект охраняется командой по охране НПС N3 "Амурская" на основании договора на оказание охранных услуг N 1851-08-04-18 от 16 января 2019 года, заключенного между ООО "Транснефть-Дальний Восток" и ООО "Транснефть - Охрана". Структура подразделения охраны регулируется Положением о команде по охране, утвержденным 9 июня 2018 года директором филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Дальневосточное МУВО". Разделом 5 указанного Положения определен штат охраны, организация пропускного и внутриобъектового режимов, количество действующих контрольно-пропускных пунктов, состав суточного наряда охраны, обеспеченность охраны, обеспечение сохранности оружия, уровень подготовки. Все организационно-правовые документы, регулирующие организацию охраны и защиты объекта, утверждены и подписаны руководителем ООО "Транснефть - Охрана", которое в силу указанного договора обеспечивало безопасность объекта топливно-энергетического комплекса ООО "Транснефть-Дальний Восток" до 28 мая 2020 года (л.д.31).
Как установлено по делу и не оспаривается, на момент проведения проверки ведомственная охрана и безопасность НПС N 3 "Амурская" стала обеспечиваться непосредственно самим субъектом топливно-энергетического комплекса, а именно отрядом "Хабаровский" управления безопасности ООО "Транснефть-Дальний Восток".
Изменение лица, осуществляющего охрану объекта защиты, свидетельствует об изменении организации охраны и защиты объекта, необходимости издания иных организационно-правовых документов о штате подразделений охраны, организации пропускного режима, количестве контрольно-пропускных пунктов, обеспеченности охраны и т.д.
Таким образом, произошедшие изменения в организации охраны НПС N 3 "Амурская" оказали влияние на эффективность системы физической защиты объекта, что в силу подпункта "е" пункта 3 Правил обязывало субъект топливно-энергетического комплекса актуализировать паспорт объекта защиты.
О необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ, в части обеспечения вооруженной физической зашиты объектов топливно-энергетического комплекса, в частности НПС N3 "Амурская", руководителем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю было дополнительно указано генеральному директору общества в предостережении от 26 ноября 2020 года N 810/9/1-3034 со сроком исполнения до 1 февраля 2021 года (л.д.93).
Созданные Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Хабаровскому краю препятствия в получении лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему вплоть до 21 июня 2021 года, когда были получены разъяснения вышестоящего должностного лица о праве дочерних обществ ПАО "Транснефть" в качестве юридических лиц с особыми уставными задачами получить названную лицензию, выводы судей о допущении должностным лицом общества нарушений части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ не опровергают.
В этой связи нижестоящими судами обоснованно указано, что должностным лицом ООО "Транснефть-Дальний Восток" не принято всех необходимых мер для организации надлежащей защиты объекта топливно-энергетического комплекса, которая в сложившихся условиях могла быть обеспечена посредством привлечения лиц, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие до получения лицензии самим обществом.
Неисполнение возложенных законом обязанностей повлекло обоснованное привлечение должностного лица субъекта топливно-энергетического комплекса к установленной частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ административной ответственности.
Объективная сторона вмененного в вину правонарушения состоит в нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, которая, вопреки доводам жалобы, может характеризоваться не только действием, но и бездействием.
Субъект административного правонарушения определен верно.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Генеральный директор ООО "Транснефть - Дальний Восток" является единоличным исполнительным органом общества (статьи 9, 16 Устава).
Согласно приказу N 671 от 3 сентября 2019 года на основании протокола внеочередного собрания участников ООО "Транснефть-Дальний Восток" от 30 августа 2019 гола Степанов В.В. вступил в должность генерального директора общества.
Возложение на заместителя генерального директора по безопасности - начальника управления безопасности ООО "Транснефть-Дальний Восток" организационно-распорядительных функций по обеспечению безопасности объектов ТЭК и непосредственное оперативное руководство подразделениями ведомственной охраны, осуществляющими их физическую защиту, не снимает с первого должностного лица общества функции контроля исполнения и персональной ответственности за допущенные обществом нарушения в указанной сфере.
Довод жалобы о несоблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, что выразилось в составлении протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие Степанова В.В. и без надлежащего его извещения о времени и месте, является необоснованным и противоречит материалам дела.
По общему правилу, установленному положениями статьи 28.2 КоАП РФ, протокол по делу об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Вместе с тем частью 4.1 указанной статьи Кодекса установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее извещение этого лица о времени и месте совершения процессуального действия.
В силу положений статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель (часть 1). В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (часть 2).
Протокол по делу об административном правонарушении составлен 26 февраля 2021 года в отсутствие Степанова В.В, но с участием его защитника - Сливко Е.Г, явившегося по вызову, направленному в адрес Степанова В.В. 24 февраля 2021 года, и представившего доверенность от 19 февраля 2021 года от указанного физического лица на право, в том числе, ведения дел об административных правонарушениях (л.д.30, 7).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Наказание Степанову В.В. назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.30 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N судебного района "Центральный район города Хабаровска" от 16 июля 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 9 сентября 2021 года в отношении Степанова Виталия Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Соколова К.В.- без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.