Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Шалагина Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 января 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 5 марта 2021 года в отношении Шалагина Никиты Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 25 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 5 марта 2021 года, Шалагин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Шалагин Н.А. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее -Закон о публичных мероприятиях).
Согласно статье 2 Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1). Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5).
Статьей 3 Закона о публичных мероприятиях установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Исходя из положений статьи 4 Закона о публичных мероприятиях в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 7 названного закона.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-0, от 24 октября 2013 года N 1619-0, Закон о публичных мероприятиях в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях.
Согласно пункту 1 части 3 указанной статьи закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
По делу установлено, что 23 января 2021 года в период времени с 12 часов 50 минут до 14 часов 15 минут Шалагин Н.А. принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии - шествии в поддержку лидера оппозиции Навального А.А. с количеством участников мероприятия около 250 человек, двигался в шествующей колонны, по пешеходной части тротуара, что повлекло создание помех движению пешеходов по всему пути шествия по маршруту: от площади имени В.И. Ленина - улица Муравьева-Амурского - Комсомольская площадь - площадь имени В.И. Ленина в городе Хабаровске Хабаровского края.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 января 2021 года N 27 ХК 177281 (л.д. 6), рапортами (л.д. 7, 9, 11, 17, 23-24, 25-26), протоколом о доставлении (л.д. 12), протоколом об административном задержании (л.д. 19), видеозаписью (л.д. 21), фототаблицей (л.д. 27), которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Анализ всех представленных в дело доказательств приведен в оспариваемых судебных актах.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия Шалагина Н.А. квалифицированы по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства. При этом судами обеих инстанций установлено, что Шалагин Н.А. в составе шествующей колонны двигался по тротуарам, полностью заполняя пешеходную часть дорог, что создавало помехи в движении пешеходов.
Доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Доводы жалобы о нарушении в ходе производства по делу права на защиту своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.
В соответствии с положениями статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель (часть 1). Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 3).
Обязательное участие защитника при рассмотрении дела об административных правонарушениях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Настаивая на заявлении ходатайства об участии в деле защитника на стадии возбуждения дела, Шалагин Н.А. ссылается на представленную с настоящей жалобой копию протокола по делу об административном правонарушении 27 ХК 177281, на обороте которого в графе "объяснения нарушителя" имеется рукописная запись "прошу допустить к участию в деле моего защитника. Прошу не составлять протокол без его участия".
Между тем достаточных данных, позволяющих признать достоверным утверждение Шалагина Н.А. о том, что вышеприведенные фразы были внесены 24 января 2021 года непосредственно при составлении протокола по делу об административном правонарушении, не имеется. Так, содержащийся в материалах дела протокол об административном правонарушении под аналогичным номером от указанной даты в графе "объяснения нарушителя" содержит выполненный собственноручно Шалагиным Н.А. иной текст "в соответствии со статьей 51 Конституции РФ отказываюсь свидетельствовать против себя. Подпись" (л.д.6).
Ознакомившись 25 января 2021 года с процессуальными правами, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу, Шалагин Н.А. суду ходатайств о допуске к участию защитника не заявлял.
Правом на защиту Шалагин Н.А. пожелал воспользоваться на стадии обжалования постановления по делу по правилам статьи 30.7 КоАП РФ. Жалоба на постановление о назначении наказания от 25 января 2021 года в интересах Шалагина Н.А. 3 февраля 2021 года подана и подписана защитником - адвокатом Бубоном К.В, действующим на основании ордера N 0167 от 3 февраля 2021 года (л.д. 37-39).
Правом обжалования постановления суда первой инстанции воспользовался непосредственно и самим Шалагин Н.А, подавший жалобу 2 февраля 2021 года (л.д.41-44)
Судебное заседание судом второй инстанции осуществлено с участием защитника Бубона К.В. и Шалагина Н.А.
Поскольку данных о том, что о привлечении к участию в деле защитника Шалагин Н.А. ходатайствовал и на иных стадиях производства по делу, заявляя об этом в установленном положениями статьи 24.4 КоАП РФ порядке, непредставлено, то оснований для признания процессуальных прав Шалагина Н.А. нарушенными, не имеется.
Порядок и срок привлечения Шалагина Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в соответствии с санкцией части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 25 января 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 5 марта 2021 года в отношении Шалагина Никиты Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шалагина Н.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.