Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Гененко Н.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28 июля 2020 года в отношении Гененко Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28 июля 2020 года Гененко Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В порядке, установленном статьями 30.1 - 30 КоАП РФ, постановление судьи обжаловано либо опротестовано не было.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Гененко Н.В. просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материала дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее -Закон о публичных мероприятиях).
Согласно статье 2 Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1). Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт3).
Статьей 3 Закона о публичных мероприятиях установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Исходя из положений статьи 4 Закона о публичных мероприятиях в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 7 названного закона.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-0, от 24 октября 2013 года N 1619-0, Закон о публичных мероприятиях в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях, частью 1 которой установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что 18 июля 2020 года в 20 часов 00 минут Гененко Н.В. принимала участие в несогласованном публичном мероприятии - митинге в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края Фургала С.И, проходившем на "адрес", аплодировала и размахивала руками, выкрикивала лозунги, соответствующие тематике публичного мероприятия. На неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, озвученные с помощью звукоусиливающих устройств, Гененко Н.В. не реагировала.
Указанные установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Гененко Н.В. обязанностей участника публичного мероприятия, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Гененко Н.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 25 июля 2020 года (л.д. 2); рапортами сотрудников полиции (л.д. 3-4); видеозаписью (л.д. 18а); фотоматериалами (л.д. 6-7) и иными материалами дела, которым судьей дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой в совокупности, получены с соблюдением закона, логичны, последовательны и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении наказания события административного правонарушения.
Из всей совокупности документов, фото- и видеоматериалов, представленных в дело, следует, что Гененко Н.В. была участником публичного мероприятия, проводившегося без уведомления органов местного самоуправления, и не выполнила законные требования сотрудников полиции оставить место проведения публичного мероприятия.
Административное наказание назначено Гененко Н.В. с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновной.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Событие административного правонарушения, в совершении которого Гененко Н.В. признана виновной, не противоречит описанным в протоколе по делу об административном правонарушении обстоятельствам, включая и дату правонарушения - 18 июля 2020 года. Указание в постановлении на то, что из протокола по делу об административном правонарушении N 006650/5543, составленном в отношении Гененко Н.В, следует, что публичное мероприятие состоялось 17 июля 2020 года, является опиской судьи, которая не влияет на правильность и обоснованность принятых по делу решений.
В самом протоколе по делу об административном правонарушении N 006650/5543 от 25 июля 2020 года указано, что Гененко Н.В. принимала участие в публичном мероприятии 18 июля 2020 года в 20 часов 00 минут (л.д.2). Это же установлено и судьей районного суда, о чем указано по тексту постановления о назначении наказания от 28 июля 2020 года.
Вопреки доводу жалобы Гененко Н.В. была извещена о слушании возбужденного в отношении ее дела 28 июля 2002 года, что подтверждено ее подписью в протоколе по делу об административном правонарушении (л.д.2).
Порядок и срок давности привлечения Гененко Н.В. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28 июля 2020 года в отношении Гененко Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Гененко Н.В... - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.