Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" Яковлевой Е.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору города Якутска от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" (далее - ГАУЗ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница", учреждение)
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору города Якутска N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ГАУЗ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ изменено, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа снижен до 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГАУЗ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" Яковлева Е.В. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебное акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника ГАУЗ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" Яковлевой Е.В, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения формальный и не предусматривает последствий в качестве обязательного признака объективной стороны.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима, ППР), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
25 марта 2009 года приказом МЧС России N 173 утвержден Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности. СП 3.13130.2009 (далее - СП 3.13130.2009).
Из материалов дела следует, что в результате плановой, выездной проверки деятельности ГАУЗ РС(Я) "Якутская офтальмологическая клиническая больница" проведенной на основании Распоряжения органа государственного контроля N от ДД.ММ.ГГГГ, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Якутску ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия), в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия требованиям законодательства о пожарной безопасности, установлены нарушения указанных требований на объекте - здание больницы по адресу: "адрес", а именно:
-в нарушение подпункта "б" пункта 16 ППР допускается использование технического помещения (Элеваторное) для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
-в нарушение пункта 48 ППР не предоставлен акт исправности наружного пожарного водоисточника. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
-в нарушение пункта 5.3 СП 3.13130.2009 отсутствует световой указатель "Выход" на первом этаже с автономным источником питания;
-в нарушение подпункта "е" пункта 35 ППР допускается размещение (складирование) в электрощитовых, а также ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие, легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
-в нарушение подпункта "е" пункта 16 ППР проведено изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действий систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода (1 этаж);
-в нарушение подпункта "е" пункта 16 ППР проведено изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действий систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода (2 этаж);
-в нарушение подпункта "е" пункта 16 ППР проведено изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действий систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода (Гериатрическое отделение);
-в нарушение подпункта "д" пункта 41 ППР допускается хранение в вентиляционных камерах материалов и оборудования;
-в нарушение подпункта "е" пункта 16 ППР проведено изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действий систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода (Изолятор);
-в нарушение подпункта "е" пункта 16 ППР проведено изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действий систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода (3 этаж).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и судебные инстанции учли, что ГАУЗ РС(Я) "Якутская офтальмологическая клиническая больница" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, согласно Плану проверок на 2021 год, утвержденному в декабре 2020 года и размещенному на официальном сайте административного органа, ГАУЗ РС(Я) "Якутская офтальмологическая клиническая больница" включена в список юридических лиц, подлежащих проверке.
В соответствии с частью 7 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы жалобы о том, что учреждение требования пожарной безопасности выполнены в полном объеме, что подтверждается Заключением о независимой оценке пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ N, не может повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов, поскольку указанный документ не свидетельствует о принятии всех зависящих от ГАУЗ РС(Я) "Якутская офтальмологическая клиническая больница" мер по соблюдению Правил противопожарного режима, за нарушение которых учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проведенные путем независимой оценки пожарного риска учитывается надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определенной категории риска и позволяет перейти в категорию более низкой (высокой) опасности.
Таким образом, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения проверки, а лишь влияет на её периодичность.
В связи с этим, в соответствии с пунктом 48 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 в случае принятия заключения независимой оценки пожарного риска до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска с даты последней плановой проверки.
В ходе проведения плановой или внеплановой проверки расчет по оценке пожарного риска на объект защиты должностным лицом органа государственного пожарного надзора проверяется в соответствии с пунктом 63 Административного регламента.
Соответственно учреждением должны соблюдаться все положения нормативных документов по пожарной безопасности, предъявляемые к конкретному объекту защиты, а проведением независимой оценки пожарного риска невозможно компенсировать несоблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имеется.
Судьей Верховного Суда Республики Саха (Якутия) правильно установлено, что устранение выявленных нарушений подпункта "е" пункта 16 ППР в части изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действий систем противопожарной защиты на 1, 2, 3 этажах больницы, подпункта "б" пункта 16 ППР в части использование технического помещения (элеваторное) для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, после проверки, либо до окончания проверки, не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что обнаруженные возле элеваторной и электрощитовой набор инструментов, расходные материалы являются негорючими материалами, полностью опровергаются актом проверки.
Установка дублирующего указателя "Выход" в другом месте по проекту монтажа ООО "Санакет", при его отсутствии на первом этаже с автономным источником питания, не свидетельствует о соблюдении требований пункта 5.3 СП 3.13130.2009.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для признания вменяемого учреждению деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ГАУЗ РС(Я) "Якутская офтальмологическая клиническая больница" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено учреждению с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору города Якутска от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ГАУЗ РС(Я) "Якутская офтальмологическая клиническая больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Яковлевой Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.