Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО3
судей ФИО7, ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя ФИО1 и ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просили признать незаконными бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" в подаче заявления об уточнении месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2039 общей площадью 43 кв.м, расположенного по адресу: PC (Я), "адрес", ГСК "Лада", а также отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении данного земельного участка; повторно обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" подать в Управление Росреестра по PC (Я) заявление об уточнении месторасположения границ вышеуказанного земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" предоставить в собственность вышеуказанный земельный участок для использования под строительство гаражей; взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 1200 руб.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они являются сособственниками (по ? доли у каждого) гаражного бокса N, расположенного по адресу: PC (Я), "адрес", ГСК "Лада". Они обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под гаражным боксом, в удовлетворении которого было отказано в связи с тем, что границы земельного участка не установлены, и участок используется не по целевому назначению, так как на нем расположен гаражный бокс с нежилым помещением на 2 этаже. Административные истцы считают данное решение незаконным, нарушающим их права, ссылаются при этом на вступившее в законную силу судебное решение, согласно которому Департамент обязан подать заявление об уточнении границ земельного участка.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/20 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2039. На Департамент имущественных и земельный отношений Окружной администрации "адрес" возложена обязанность предоставить в собственность ФИО1, ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 14:36:107040:2039, расположенный по адресу: "адрес", ГСК "Лада", в соответствии с требованиями действующего законодательства. С Департамента имущественных и земельный отношений Окружной администрации "адрес" в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 1200 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, ФИО2, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции административные истцы указали, что судебный акт вынесен судом апелляционной инстанции с нарушением норм материального права, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. Судом незаконно сделан вывод о наличии записи в ЕГРП о праве пожизненного наследуемого владения ФИО5 на спорный земельный участок. Обстоятельства по вопросу установления границ земельного участка уже были разрешены ранее. Решением Якутского городского суда PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ по делу Nа-548/2019 суд возложил на департамент обязанность подать в Управление Росреестра по PC (Я) заявление об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2039. Административные истцы собственниками земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2039 не являются, а поэтому полномочия по уточнению местоположения и границ земельного участка входят в обязанность городского округа " "адрес"". В связи с наличием судебного решения считают повторный отказ незаконным. Судом первой инстанции были верно исследованы обстоятельства и принято законное решение, а апелляционная инстанция вышла за пределы своих полномочий, вследствие чего вынесла неправильный судебный акт, который подлежит отмене.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба ФИО1, ФИО2 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились ФИО1, ФИО2, представители Департамента имущественных и земельный отношений Окружной администрации "адрес", Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (Якутия); в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя ФИО1, ФИО2 - ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п.24 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками (по ? доли у каждого) гаражного бокса N, расположенного по адресу: PC (Я), "адрес", ГСК "Лада".
Земельный участок с кадастровым номером 14:36:107040:2039, на котором расположен гаражный бокс N, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежал ФИО5 на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждается имеющимися в материалах дела Свидетельством на право пожизненного наследуемого владения N и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью. При переходе права собственности на строение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения земельный участок переходит в общее пользование собственников строения.
Статьей 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года было закреплено, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
По смыслу данных норм, как действующим на момент возникновения спорных правоотношений, так и действующим законодательством установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Таким образом, ФИО1 и ФИО2 как собственники гаражного бокса N в силу вышеприведенных положений вправе были оформить земельный участок под ним без принятия компетентным органом соответствующего решения о предоставления.
Однако, как пояснила в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административных истцов, ФИО1 и ФИО2 таким правом не воспользовались, направили в суд иск о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком ФИО5
После удовлетворения вышеуказанного иска с целью приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2039 ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" с соответствующим заявлением.
ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что границы участка не уточнены и сведения о местоположении не внесены в ГКН.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение (действие) Департамента признано незаконным, на ответчика возложена обязанность подать в Управление Росреестра по РС (Я) заявление об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:107040:2039 в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и рассмотреть заявление ФИО1 и ФИО2 о предварительном согласовании предоставления в собственность данного земельного участка.
На основании исполнительного листа ФС N от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ЯМО по ИОВИП УФССП России по "адрес" (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Во исполнение судебного решения Окружной Администрацией "адрес" ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение N о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 37 кв.м под обслуживание автотранспорта. Пунктом 2 распоряжения обязанность по выполнению кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка, возложена на ФИО1 и ФИО2 Также указано об обращении с заявлением о предоставлении земельного участка после внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Данное распоряжение органа местного самоуправления не было оспорено.
Более того, 17 октября исполнительное производство N-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. И данное постановление также не оспорено административными истцами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 вновь обратились в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка не установлены, земельный участок используется не по назначению.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции исходил из того, что в отказе основания, приведенные в ст.39.16 ЗК РФ, не указаны, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на департамент обязанности подать в Управление Росреестра по РС(Я) заявление об уточнении местоположения границ земельного участка не исполнено.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в оспариваемом решении указано основание отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренное пунктом 24 статьи 39.16 ЗК РФ. В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета (статья 7 ФЗ N 218-ФЗ). К основным сведениям об объекте недвижимости отнесено описание его местоположения (координат характерных точек), а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков (статья 8 ФЗ N 218-ФЗ). Испрашиваемый истцами земельный участок вышеприведенным положениям не соответствует. Данные обстоятельства достаточны для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Кассационный суд с выводами судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что требования истцов об оспаривании бездействия Департамента по обращению в Управление Росреестра по РС (Я) с заявлением об уточнении местоположения (границ) земельного участка и возложении таковой обязанности подлежат разрешению в рамках исполнительного производства по исполнению вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Подмена процедуры исполнения судебного акта, предусмотренной Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", посредством вынесения решения о возложении обязанности исполнения постановленного ранее решения недопустима.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией суда кассационной инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность указания апелляционного суда на необходимость отказа в удовлетворении административного иска. Суд правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по административному делу, и применил нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, а также верно установилюридически значимые обстоятельства по делу и надлежащим образом оценил имеющиеся доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
Статьи 328, 329 КАС РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.