Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска Алексеева М.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Кондакова "данные изъяты", Кондаковой "данные изъяты" к МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск", Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа во включении в список участников мероприятия по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кондакова Н.Г. и Кондаков Е.Г. обратились в суд с административным иском к МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ N и возложении обязанности включить их в список участников мероприятия по представлению социальной выплаты по программе "Обеспечение качественным жильем и повышении качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы".
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемым решением им отказано в получении государственной услуги по включению в программу "Обеспечение качественным жильем и повышении качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы" по причине отсутствия у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и отсутствии нуждаемости в жилом помещении.
С указанным решением административного ответчика они не согласны, поскольку обратились с заявлением о включении в программу в целях получения социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по действующему кредитному договору N, заключенному ДД.ММ.ГГГГ в целях приобретения жилого помещения, поэтому в данном случае представление документов, подтверждающих доходы семьи, не предусмотрено.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований Кондаковой Н.Г. и Кондакова Е.Г. отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, признав, что семья Кондаковых не отвечает условиям, установленным Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 апреля 2020 года N 65.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение межведомственной комиссии Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Кондаковой Н.Г, Кондакова Е.Г. в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы", на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кондаковой Н.Г, Кондакова Е.Г. о постановке на учет в качестве участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы".
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что с учетом цели использования социальной выплаты, которая заявлена семьей Кондаковых - погашение основного долга и процентов по кредитному договору, у заявителей отсутствует необходимость предоставления документов о доходах семьи, а ссылка на приобретение квартиры в порядке ипотеки в собственность истца Кондакова Е.Г. до регистрации брака и на то, что его семья не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является несостоятельной, поскольку решение комиссией было принято по иному основанию.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Окружной администрации г. Якутска Алексеева М.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что суд апелляционной инстанции неверно принял во внимание основания отказа административным истцам, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, несущем информационный характер, тогда как в основу решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем положен протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует об отказе заявителям по подпункту "а" пункта 22 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанций допущены такие нарушения, влекущие отмену принятого по делу апелляционного определения.
Как следует из материалов дела, Кондакова Н.Г. и Кондаков Е.Г. обратились к административному ответчику с заявлением о включении их семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 года N 897.
По результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе семье Кондаковых в признании участницей мероприятия по основанию подпункта "а" пункта 22 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 апреля 2020 года N 65, в связи с тем, что жилое помещение было приобретено, а кредитный договор заключен до заключения брака.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Кондакову Е.Г. и Кондаковой Н.Г. со ссылкой на то же основание сообщено, что им отказано в постановке на учет с целью участия в мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" по причине отсутствия у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и отсутствия нуждаемости в жилом помещении.
В целях реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 года N 897 "О Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы" Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 1 апреля 2020 года N 65 утвердило Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлены цели использования социальных выплат, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подпункт "е").
Пунктом 6 Порядка установлено, что участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая всем следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с приложением N 3 к настоящему постановлению.
Перечень документов, которые необходимо предоставить молодой семье для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Порядка, установлен в пункте 19, в частности, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства: а) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копию кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого совершеннолетнего члена семьи; и) согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных органами местного самоуправления по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку. В случае недееспособности субъекта персональных данных (в силу возраста и в иных установленным законом случаях) согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных
данных.
Учитывая цель использования социальной выплаты, о которой заявлено административными истцами - на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения, что предусмотрено подпунктом "е" пункта 2 Порядка, то есть по основанию, не предусматривающему обязательное предоставление документов о доходах семьи (пункт 19 Порядка), суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что у административного ответчика отсутствовали основания к отказу в признании молодой семьи Кондаковых участницей подпрограммы в связи с отсутствием доходов, позволяющих получить кредит либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Между тем, признавая решение межведомственной комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кондакову Е.Г. и Кондаковой Н.Г. во включении их семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 года N 897, суд апелляционной инстанции не учел, что данное решение принято по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 22 Порядка, на что указано, как в уведомлении (л.д. 10), так и в выписке из протокола (л.д. 101).
Согласно данному основанию молодой семье отказывается в признании участницей мероприятия по причине несоответствия молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего Порядка.
Целью подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы" является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство стандартного индивидуального жилого дома.
Согласно установленному порядку молодая семья имеет право на участие в подпрограмме и использование социальной выплаты на приобретение жилья при условии признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
То есть, применительно к настоящему делу заинтересованные лица имеют право на получение государственной поддержки в виде социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту (жилищному займу), если кредитный договор заключен в целях улучшения жилищных условий молодой семьи, которая являлась нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора.
Между тем такие условия в отношении семьи Кондаковых не установлены, брак между Кондаковым Е.Г. и Кондаковой Н.Г. заключен ДД.ММ.ГГГГ, с момента создания молодой семьи данные лица какие-либо действия, направленные на улучшение их жилищных условий, дающие право на получения социальной выплаты, не совершали. Кредитный договор был заключен Кондаковым Е.Г. до заключения брака - ДД.ММ.ГГГГ, тогда же было приобретено жилое помещение на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае жилое помещение в силу пункта 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации является личной собственностью Кондакова Е.Г.
Пункт 45 Порядка, на который сослалась апелляционная инстанция, подлежит применению в совокупности с условиями, дающими право молодой семье на участие в подпрограмме, то есть кредитный договор должен быть заключен и жилое помещение приобретено после заключения брака, поскольку именно на момент заключения кредитного договора молодая семья должна быть создана и определена ее нуждаемость в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об отказе во включении Кондаковой Н.Г. и Кондакова Е.Г. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы" по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 22 Порядка, соответствует требованиям закона и нарушает права административных истцов.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права, определяющих условия участия молодых семей в государственной программе по улучшению их жилищных условий, что привело к принятию неправильного судебного акта, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с оставлением в силе решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, оставить в силе решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.