Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Копылова Д.А. на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к Кошеверу "данные изъяты" о прекращении действия права на управление транспортными средствами и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапову Е.Н, полагавшую оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Кошеверу И.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности возвратить в ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области водительское удостоверение серии 7909 N сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории "В, С, Д", решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Кошевер И.В. состоит на учете как страдающий синдромом зависимости от алкоголя 2 стадии (код F10.212, F10.52), находился на стационарном лечении, ремиссия отсутствует, что является медицинским противопоказанием для управления транспортными средствами и в силу статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора г. Биробиджана удовлетворено, прекращено действие права на управление транспортными средствами Кошевера И.В, на административного ответчика возложена обязанность возвратить в ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области водительское удостоверение серии 7909 N, выданное ДД.ММ.ГГГГ, на право управления транспортными средствами категории "В, С, Д", ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области указано произвести записи в автоматизированной базе данных выданных водительских удостоверений о прекращении действия права Кошевера И.В. на управление транспортными средствами категории "В, С, Д" по водительскому удостоверению серии 7909 N, выданному ДД.ММ.ГГГГ. Решение в части прекращения действия права Кошевера И.В. на управление транспортными средствами и возложении обязанности возвратить водительское удостоверение обращено к немедленному исполнению, с Кошевера К.И. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, абзац 2 резолютивной части решения изложен в редакции: "Прекратить действие права на управление транспортными средствами Кошевера И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес" ЕАО, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)".
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика Копыловым Д.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Требования кассационной жалобы заявителем мотивированы тем, что при рассмотрении дела судом не выяснено такое юридически значимое обстоятельство, как наличие или отсутствие ремиссии у ФИО1, в ходатайстве о назначении по делу судебно-психиатрической экспертизы судом необоснованно отказано. Также считает, что в отношении Кошевера И.В. был нарушен установленный порядок диспансерного наблюдения.
Административный ответчик и заинтересованно лицо УМВД России по Еврейской автономной области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области выдано Кошеверу И.В. водительское удостоверение серии 7909 N от ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории "В, С, Д" со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
По данным ОГБУЗ "Психиатрическая больница" Кошевер И.В. состоит на диспансерном учете с диагнозом "Синдром зависимости от алкоголя, 2 стадия. Алкогольный галлюциноз" (код F10.212, F10.52), находился на стационарном лечении с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, сведения о ремиссии отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Перечнем медицинских и психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377, Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, пришли к выводу, что установленный Кошеверу И.В. медицинский диагноз является противопоказанием для управления им транспортными средствами и основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
Исходя из положений пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии.
Правильно применив положения закона, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Кошевера И.В. противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Поскольку при установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку факт наличия у Кошевера И.В. заболевания, препятствующего управлению им транспортными средствами, установлен, что не может быть поставлено под сомнение в зависимости от соблюдения порядка проведения диспансерного наблюдения.
Отказывая административному ответчику в удовлетворении ходатайства о назначении судебно-психиатрической экспертизы, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Установление юридически значимого обстоятельства - прекращение диспансерного наблюдения в связи с подтвержденной стойкой ремиссией не требовало назначения судебной экспертизы, как на этом настаивал административный ответчик, поскольку основания и порядок прекращения диспансерного наблюдения установлены приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, и принятие такого решения отнесено к компетенции соответствующей врачебной комиссии.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Кошевера И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.