Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО2
судей ФИО4, ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес", УФСИН России по "адрес", ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи ФИО4, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО5 обратился в Замоскворецкий районный суд "адрес" с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконными действия (бездействие) ответчиков в части создания неприемлемых условий отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес", не отвечающих праву, гарантированному ст.3 и 8 Конвенции, а именно: недопустимого ограничения возможности находиться вне пределов запираемой камеры в течение дня не менее 8 часов в целях участия в общественно-полезной деятельности, в культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях для занятия любой позитивной деятельностью, направленной на ресоциализацию и адаптацию; необеспечения возможности заниматься спортом и физическими упражнениями, спортивными играми с правом использования личного спортивного костюма и личной спортивной обуви хотя бы во время осуществления ежедневной прогулки; незаконного препятствования в позитивной коммуникации посредством личного общения и переписки через цензора колонии с иными осужденными к ПЛС, содержащимися в этой колонии; необеспечения права на доступ к естественному освещению и инсоляции в течение светового дня в целях наличия возможности читать, писать и заниматься иной позитивной деятельностью при естественном солнечном освещении; отказа убрать в камере отсекающую решетку от пола до потолка в целях обеспечения не только доступа к естественному освещению, но и к окну (в целях нормального проветривания) и к радиатору отопления (в целях нормальной сушки белья и уборки в жилом помещении); необеспечения в камере доступа к централизованному снабжению горячей водой из водопроводного крана над умывальником; незаконной практики водворения в "металлические клетки" при всех выводах из камеры в какие-либо помещения и кабинеты колонии; отказа прекратить круглосуточное видеонаблюдение в жилом помещении камеры, а также во время ежедневной прогулки.
Признать, что незаконными действиями (бездействием) ответчиков были нарушены права истца в контексте ст.ст.3 и 8 Конвенции, взыскать с ФСИН России денежную компенсацию в размере 450 000 руб.; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав истца при отбывании наказания в колонии.
Определением Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по "адрес". Административное дело передано по подсудности для рассмотрения в Кировский районный суд "адрес".
Решением Кировский районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес", выразившихся в необеспечении ФИО1 горячим водоснабжением в камере с ДД.ММ.ГГГГ; обязании устранить нарушение прав истца при отбывании наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес" путем обеспечения ФИО1 горячим водоснабжением в камере; взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, связанное с необеспечением горячим водоснабжением. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес", выразившиеся в необеспечении ФИО1 горячим водоснабжением в камерах, где он отбывал наказание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес" возложена обязанность по устранению нарушения прав истца путем обеспечения ФИО1 горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5000 руб. В остальной части решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Кировский районный суд "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления со ссылкой на то, что суды не приняли во внимание условия содержания осужденного, явно нарушающие права и унижающие его достоинство, как не приняли во внимание практику присуждения иными судами большей суммы компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Взысканный размер компенсации не соответствует прецедентной практике ЕСПЧ, в связи с чем не отвечает требованиям разумности и справедливости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения ФИО1, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В то же время осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6) (статья 11 УИК РФ).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогичные положения закреплены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N/пр.
В силу подпункта 10 пункта 20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 279, в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 32 Наставления окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
В 10% следственных кабинетов от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных прутьев круглой стали диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60 мм x 5 мм с размером ячеек 200 мм x 100 мм, отделяющие место, предназначенное для размещения допрашиваемого, от остального пространства кабинета. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа (подпункт 23 пункта 60 Наставления).
Согласно части 1 статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Пунктом 7 Наставления предусмотрено, что в зависимости от назначения, места установки и решаемых подразделениями и службами учреждений тактических задач инженерные сооружения, конструкции и коммуникации, электро- и радиотехнические системы и устройства могут подразделяться на инженерно-технические средства охраны (далее - ИТСО) и инженерно-технические средства надзора (далее - ИТСН), а в зависимости от физико-механических свойств элементов, принципа работы и материалов изготовления - на инженерные средства охраны и надзора и технические средства охраны и надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу положений ст.127 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два часа, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два с половиной часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с п.16 Правил осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками.
Согласно пункту 5 к Приложению N к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений спортивные костюмы и спортивная обувь хранятся в помещениях для хранения личных вещей осужденных и выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, за исключением утренней физической зарядки.
Порядок переписки осужденных к лишению свободы определен ст.91 УИК РФ, согласно которой переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Пункт 46 гл.10 Правил определяет, что переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ отбывает в ФКУ ИК-6 наказание в виде пожизненного лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 под роспись ознакомлен с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок и условия отбывания наказания, в частности, уведомлен о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Административный истец содержится в камере, и согласно распорядка дня, утвержденного приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, при проведении режимных мероприятий осужденный может находиться вне камеры: на прогулке (1, 5 часа), санитарной обработке, выводе в медицинскую часть, в кабинет к психологу, в следственные кабинеты, на судебные заседания в комнаты видеоконференц-связи, на телефонный разговор, в комнаты длительных и краткосрочных свиданий, а также в комнату проведения обысков.
В каждой камере учреждения имеется одно или два окна. Между окном и камерой установлены отсекающие решетки и для открытия окна необходимым специальный механизм (удлинитель) для свободного открытия окна. Такой механизм для открытия окна установлен в каждой камере, окна открываются. В камере, в которой содержится осужденный, имеется искусственное освещение, которое включается с 6 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин.
Каждая камера оборудована вентиляцией приточно-вытяжной, вытяжной естественного типа (шахтой), приточной механического побуждения (жестяной короб). Вентиляция в камере находится в исправном состоянии, действует в круглогодичном режиме.
Из материалов дела следует, что горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес" обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа. В камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по "адрес", где отбывают наказание осужденные, горячей воды нет.
Отказывая в удовлетворении административного иска ФИО1 суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что ФИО5 отбывает пожизненное лишение свободы в колонии особого режима за совершение особо опасных преступлений, при этом особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания. Совокупностью доказательств по делу судом не установлено нарушений условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за отсутствие горячего водоснабжения в камере, где отбывает наказание осужденный, и принимая в указанной части новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в камере ФКУ ИК-6, где содержится осужденный ФИО5, отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении. При определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд учел характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судебных инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Само по себе выраженное в кассационной жалобе несогласие ФИО1 с выводами суда апелляционной инстанций и размером взысканной компенсации сводится к иной оценки фактических обстоятельств дела и иному толкованию положений закона, не означает, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждает, что имеет место нарушение судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
При этом доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости подлежат отклонению, поскольку при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, его последствия или отсутствие таковых. Выводы суда относительно размера компенсации должным образом мотивированы.
Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Оценка доказательств отнесена к компетенции судов первой и апелляционной инстанции, в связи с чем именно они определяют относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В свою очередь суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.