Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО2
судей ФИО4, ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Славянского городского поселения о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Хасанский районный суд "адрес" с вышеназванным исковым заявлением, просил суд признать незаконным решение администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308 в собственность за плату без проведения торгов, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" предоставить без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:8308 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером 25:20:210103:1838 по адресу: "адрес", пгт.Славянка, "адрес", а именно: нежилых помещений с кадастровым номером 25:20:000000:3226, общей площадью 1074, 7 кв.м (регистрационная запись о праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ); нежилых помещений с кадастровым номером 25:20:000000:3501 общей площадью 240, 2 кв.м (регистрационная запись о праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ); нежилых помещений с кадастровым номером 25:20:000000:3502 общей площадью 503, 4 кв.м (регистрационная запись о праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ). "адрес" здания с кадастровым номером 25:20:210103:1838 составляет 1818, 3 кв.м, что соответствует сумме площадей нежилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Здание с кадастровым номером 25:20:210103:1838 расположено в границах земельного участка с кадастровым 25:20:210103:8308, сведения о котором имеют статус "временные", который был сформирован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в дальнейшем поставлен на государственный кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308. Основанием предоставления земельного участка без проведения торгов был указан пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Славянского городского поселения отказано в предоставлении в собственность земельного участка по причине отсутствия у заявителя права собственности на здание. ФИО1 считает отказ администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов необоснованным, нарушающим его права, предусмотренные гражданским и земельным законодательством, как собственника нежилых помещений, на приобретение в собственность земельного участка под зданием, в котором они расположены.
Решением Хасанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308 в собственность за плату без проведения торгов, изложенное в письме N от ДД.ММ.ГГГГ. На администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" возложена обязанность предоставить ФИО1 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. N земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:8308 в собственность за плату без проведения торгов в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Хасанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" о признании незаконным решения, возложении обязанности отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Хасанский районный суд "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда и об оставлении в силе решения Хасанского районного суда "адрес" со ссылкой на то, что
собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания, при этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. В случае если одно лицо приобретает право собственности на все помещения в здании, то оно также становится обладателем всех долей в праве собственности на земельный участок под зданием, в связи с чем существование долевой собственности на имущество более невозможно и она должна рассматриваться как индивидуальная собственность лица на недвижимую вещь. Запись об изменении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия, то есть в том числе и лица, которое, в силу приобретения всех долей в праве собственности на недвижимое имущество, является единоличным собственником вещи. Статьей 39.16. ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Основание отказа в предоставлении земельного участка в случае наличия права собственности заявителя на все нежилые помещения в здании, а не на само здание в целом, отсутствует.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились ФИО1, ФИО5, представитель администрации Славянского городского поселения, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 является собственником следующих нежилых помещений в здании с кадастровым номером N, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308 по адресу: пгт.Славянка, "адрес".:
кадастровый номер N, общей площадью 1074, 7 кв.м. этаж 2 (регистрационная запись о праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ);
кадастровый номер N, общей площадью 240, 2 кв.м, номера на поэтажном плане 23-28, 29-33, 34-47, этаж 1 (регистрационная запись о праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ);
кадастровый номер N, общей площадью 503, 4 кв.м, номера на поэтажном плане 1-22, этаж 1 (регистрационная запись о праве собственности N от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец, как собственник всех помещений в здании, обратился в администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" с заявлением о предоставлении в собственность за плату находящегося под зданием земельного участка с кадастровым номером N.
Ответом администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием у заявителя документов, подтверждающих право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 25:20:210103:1838.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что административный истец, как единоличный собственник всех нежилых помещений в здании имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308, в связи с чем признал оспариваемое решение администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" об отказе в предоставлении ФИО1 вышеназванного земельного участка незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решение и отказывая в удовлетворении административного иска, сослался на отсутствие в выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированном праве ФИО1 на объект - здание с кадастровым номером 25:20:210103:1838.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанций, поскольку при рассмотрении заявленных требований следует исходить из следующего.
Нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники помещений обладают исключительным правом на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости, в котором расположены принадлежащие им помещения, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной данным Кодексом.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Исключительный характер права на приватизацию участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка.
Исходя из приведенного правового регулирования то обстоятельство, что ФИО1 является собственником помещений в здании, само по себе основанием к отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка являться не может.
Выводы суда апелляционной инстанции об обратном нормам материального права не соответствуют.
Как следует из материалов дела, все помещения, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером 25:20:210103:1838 площадью 1818, 3 кв.м принадлежат административному истцу и имеют в совокупности площадь, равную площади здания. Других объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, в здании с кадастровым номером 25:20:210103:1838 и на испрашиваемом земельном участке не имеется.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запись о собственнике (правообладателе) здания площадью 1818, 3 кв.м в реестре отсутствует.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (часть 7 статьи 1, пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Содержащиеся в Едином государственном реестре сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N никем не оспаривались и в силу закона признаются достоверными.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" в случае если одно лицо приобретает право собственности на все помещения в здании, то оно в силу закона также становится обладателем всех долей в праве собственности на земельный участок под зданием. Из положений статьи 244 ГК РФ следует, что при указанных обстоятельствах существование долевой собственности на имущество более невозможно, и она с учетом положений пунктов 2 и 4 статьи 8.1 ГК РФ должна рассматриваться как индивидуальная собственность лица на недвижимую вещь. В этом случае, как указано в пункте 4 статьи 8.1 ГК РФ, запись об изменении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия, то есть, в том числе, и лица, которое в силу приобретения всех долей в праве собственности на недвижимое имущество, является единоличным собственником вещи.
В силу изложенных норм права при приобретении одним лицом всех нежилых помещений в здании, а, следовательно, всех долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, такое лицо с момента государственной регистрации права собственности на последнее помещение имеет право на приобретение всего земельного участка под зданием.
При этом регистрация права собственности на здание в целом как один объект является правом, а не обязанностью правообладателя всех помещений в таком здании.
Учитывая изложенное, вывод суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого отказа администрации сделан без учета требований законодательства, в нарушение прав и законных интересов заявителя, равно как и без оценки имеющихся в материалах дела доказательств в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающими стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, а не каждого из доказательств в отдельности.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, состоявшееся по настоящему делу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции в части признания незаконным решение администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308 в собственность за плату без проведения торгов, изложенное в письме N от ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время решение Хасанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" обязанности предоставить ФИО1 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. N земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:8308 в собственность за плату без проведения торгов в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит изменению.
Из системного толкования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать указание на признание незаконным оспоренных решения, действия (бездействия), а также указание на принятие решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, направленных на восстановление нарушенного права, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В то же время необходимо учитывать, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, недопустимости вмешательства в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
В этой связи суд не полномочен возлагать на орган государственной власти, орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решением подменять установленную законом - статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации процедуру рассмотрения заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.
С учетом изложенного на администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" подлежит возложению обязанность повторного рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. N о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Решение Хасанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части, изложив абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Возложить на администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района "адрес" обязанность повторного рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. N о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:8308".
В остальной части оставить в силе решение Хасанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.