Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края на решение Пожарского районного суда Приморского края от 7 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края к Муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края Бирюкова А.С, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края (далее - Администрация) обратилась в Пожарский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края (далее - Муниципальный комитет), в котором, с учётом последующего уточнения требований, просила: признать незаконным и отменить решение Муниципального комитета от 25 февраля 2021 года N 0601; возложить на Муниципальный комитет обязанность рассмотреть проект муниципального правового акта главы Светлогорского сельского поселения "О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа" и принять решение, которое будет учитывать выраженное мнение населения Светлогорского сельского поселения, на внеочередном заседании Муниципального комитета в течение семи дней после вступления решения суда в законную силу
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 5 февраля 2021 года по инициативе главы Светлогорского сельского поселения на территории Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края проведены публичные слушания по вопросу объединения всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа, по итогам которых жители сельского поселения высказали своё согласие на такое объединение.
Проект нормативного правового акта "О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа" поступил в Муниципальный комитет, который на заседании, проведённом 25 февраля 2021 года принял решение N 0601 об отказе в его рассмотрении, поскольку, по мнению представительного органа муниципального образования, глава Светлогорского сельского поселения неправомочен выходить с инициативой о принятии такого нормативного правового акта.
Администрация полагает, что данное решение Муниципального комитета не основано на положениях действующего законодательства, а также не учитывает мнение жителей сельского поселения, выраженное на публичных слушаниях.
Решением Пожарского районного суда Приморского края от 7 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 августа 2021 года, административное исковое заявление Администрации удовлетворено: признано незаконным и отменено решение Муниципального комитета от 25 февраля 2021 года N 0601; на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть проект муниципального правового акта главы Светлогорского сельского поселения "О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа" и принять решение, которое будет учитывать выраженное мнение населения Светлогорского сельского поселения, на внеочередном заседании Муниципального комитета в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу, о чём в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу.
11 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Муниципального комитета, поданная 30 сентября 2021 года через Пожарский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо представителя Администрации и главы Светлогорского сельского поселения иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Пожарского районного суда Приморского края от 7 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Из содержания части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечёт наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Кроме того, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ также дополнительно предусматривает необходимость обязательного проведения публичных слушаний по вопросам о преобразовании муниципальных образований с соблюдением установленного порядка проведения таких слушаний (пункт 4 части 3 и часть 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В этом случае обязательное проведение публичных слушаний является дополнительной гарантией учёта мнения населения, выражаемого представительным органом муниципального образования.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования Светлогорское сельское поселение Пожарского муниципального района Приморского края, принятого решением Муниципального комитета от 21 августа 2005 года N 3 (далее - Устав), следует, что полномочиям Муниципального комитета отнесён вопрос принятия решений, связанных с преобразованием сельского поселения.
В свою очередь, глава Светлогорского сельского поселения является высшим должностным лицом данного сельского поселения, возглавляющим Администрацию; глава Светлогорского сельского поселения вправе требовать созыва внеочередного заседания Муниципального комитета, вносить в представительный орган поселения проекты нормативных правовых актов (статьи 26, 27 Устава). Кроме того, по инициативе главы Светлогорского сельского поселения могут проводиться публичные слушания, в том числе, по вопросам преобразования сельского поселения (статья 14 Устава).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, на основании постановления главы Светлогорского сельского поселения от 18 января 2021 года N 1 "О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования Пожарского муниципального района в Пожарский муниципальный округ", опубликованного в печатном издании "Вести Светлогорья" от 18 января 2021 года N 43(199), 5 февраля 2021 года проведены публичные слушания по вопросу объединения всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа.
Согласно протоколу поведения публичных слушаний по проекту нормативного правового акта Муниципального комитета "О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа" от 5 февраля 2021 года N 1 большинство участников публичных слушаний высказалось за утверждение проекта данного нормативного правового акта.
Составленный итоговый документ публичных слушаний от 5 февраля 2021 года содержал рекомендацию Муниципальному комитету принять нормативный правовой акт "О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа".
Проект соответствующего муниципального правового акта был направлен главой Светлогорского сельского поселения в Муниципальный комитет 16 февраля 2021 года (исходящий N 18).
Между тем решением от 25 февраля 2021 года N 0601 Муниципальный комитет отказал в рассмотрении представленного муниципального правового акта, сославшись на то, что глава Светлогорского сельского поселения не вправе выступать инициатором вопроса о получении согласия на объединение всех поселений, входящих в Пожарский муниципальный район, в новое муниципальное образование - Пожарский муниципальный округ, поскольку такая инициатива должна исходить от Думы Пожарского муниципального района.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Пожарский районный суд Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава, пришли к обоснованному выводу о том, что изложенный в решении Муниципального комитета от 25 февраля 2021 года N 0601 отказ в рассмотрении вопроса о даче согласия на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права жителей муниципального образования, выразивших своё мнение по указанному вопросу в ходе публичных слушаний. Признав обжалуемое решение Муниципального комитета незаконным, суды, руководствуясь положениями пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, возложили на Муниципальный комитет обязанность в семидневный срок на внеочередном заседании рассмотреть проект соответствующего муниципального правового акта.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что выводы нижестоящих судов, положенные в основу решения и апелляционного определения, согласуются с приведёнными положениями статей 7, 13, 28, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 14, 23, 26, 27 Устава.
В данном случае, как верно указали суды, инициатива рассмотрения вопроса о получении согласия на объединение Светлогорского сельского поселения, входящего в состав Пожарского муниципального района, с другими поселениями в единый Пожарский муниципальный округ могла исходить от главы Светлогорского сельского поселения. Учитывая результаты проведённых по указанному вопросу публичных слушаний, Муниципальный комитет был обязан рассмотреть представленный ему на рассмотрение муниципальный правовой акт, выразив своё согласие (либо несогласие) на такое объединение.
В свою очередь, уклонение Муниципального комитета от принятия решения по существу поставленного вопроса, прямо противоречит содержанию части 3.1-1 статьи 13, части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункта 4 части 2 статьи 23 Устава.
Доводы кассационной жалобы о том, что административное исковое заявление подлежало возврату на стадии принятия, поскольку глава Светлогорского сельского поселения не уполномочен представлять интересы сельского поселения в отношениях с другими организациями и органами; что обжалуемое в рамках настоящего административного дела решение Муниципального комитета прав и законных интересов административного истца и жителей Светлогорского сельского поселения не нарушает; что вопрос инициации предложения о преобразовании муниципального образования не входит в компетенцию главы Светлогорского сельского поселения и Администрации; что проведённые публичные слушания рекомендовали Муниципальному комитету не давать согласие на преобразование сельского поселения, а рекомендовали принять нормативный правовой акт, противоречащий закону, - не опровергают верных выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, по существу они сводятся к неверному толкованию норм материального и процессуального права и к субъективной переоценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем, данные доводы не могут являться предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что к участию в настоящем административном деле определением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 22 марта 2021 года на основании части 2 статьи 221 КАС РФ в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, которое не уведомлялось судами о месте и времени рассмотрения дела, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемых судебных постановлений. Учитывая предмет заявленных административных исковых требований, указание в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству от 22 марта 2021 года на привлечение к участию в деле в качестве административного ответчика территориального управления службы судебных приставов, является опиской, которая была исправлена в порядке, установленном статьёй 184 КАС РФ, определением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 7 апреля 2021 года.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, положенные в основу принятых по делу судебных актов, являются обоснованными, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, как и оснований, влекущих их безусловную отмену, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 7 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.