Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю на решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю к Алиеву Ф.З. оглы о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Алиева Ф.З.о. - Верёвочкина С.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 апреля 2021 года, частично удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее - МИФНС России N 12 по Приморскому краю, налоговый орган) к Алиеву Ф.З.о.: с административного ответчика взысканы налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 58 933 рублей 10 копеек, пеня по данному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 16 января 2019 года в размере 663 рублей 49 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 532 рублей (всего - 60 128 рублей 59 копеек). Также решением суда в муниципальный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 2 004 рублей. В удовлетворении административных исковых требований налогового органа о взыскании с Алиева Ф.З.о. пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 4 декабря 2018 года по 16 января 2019 года в размере 2 735 рублей 77 копеек было отказано.
12 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба МИФНС России N 12 по Приморскому краю, поданная 7 октября 2020 года через Советский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части отказа во взыскании с административного ответчика суммы пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 735 рублей 77 копеек в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального права.
Представитель МИФНС России N 12 по Приморскому краю и Алиев Ф.З.о, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 апреля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется, если иное не предусмотрено статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Из содержания положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующие имущество: жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, транспортные средства, земельные участки.
Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных статьёй 408 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации); уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьёй.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в 2017 году Алиев Ф.З.о. являлся собственником следующих объектов недвижимости:
- склада угля с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес";
- жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2600 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Кроме того, в 2017 году Алиев Ф.З.о. являлся собственником катера 13-817-310 и водного транспортного средства ИМО 7920053 (регистрационный N).
29 октября 2018 года административному ответчику МИФНС России N 12 по Приморскому краю направлялось налоговое уведомление от 25 октября 2018 года N о необходимости уплаты в срок до 3 декабря 2018 года начисленных сумм транспортного налога за 2017 год в размере 1 050 615 рублей, земельного налога за 2017 год в размере 175 491 рубля и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 253 874 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате начисленных налогов в добровольном порядке в полном объёме, налоговым органом Алиеву Ф.З.о. 18 января 2019 года через личный кабинет налогоплательщика вручено требование от 17 января 2019 года N 62 об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 2 142 326 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 24 119 рублей 2 копеек, об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 68 908 рублей 52 копеек и пени по этому налогу в сумме 775 рублей 79 копеек, об уплате задолженности по земельному налогу в сумме 12 924 рублей и пени по земельному налогу с сумме 145 рублей 50 копеек. Данным требованием срок уплаты задолженности был установлен до 19 февраля 2019 года.
Судебный приказ, вынесенный 7 июня 2019 года мировым судьёй судебного участка N 22 Советского судебного района города Владивостока Приморского края по административному делу N 2а-265/2019 на взыскание указанной выше задолженности, был отменён определением мирового судьи от 2 июля 2019 года в связи с поступлением возражений от административного ответчика относительно его исполнения.
4 декабря 2019 года в Советский районный суд города Владивостока Приморского края поступило административное исковое заявление налогового органа о взыскании с Алиева Ф.З.о. задолженности по налогам и пени в общей сумме 313 216 рублей 31 копейки, в том числе: налог на имущество физических лиц - 68 908 рублей 52 копейки, пеня по данному налогу - 775 рублей 79 копеек; транспортный налог с физических лиц - 243 000 рублей; земельный налог с физических лиц - 532 рубля.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года N 33а-3477/2020, принятым по административному делу N 2а-542/2020, признано недействительным требование МИФНС России N 12 по Приморскому краю от 17 января 2019 года N 62 в части требования к Алиеву Ф.З.о. уплатить транспортный налог в размере 2 142 326 рублей.
После вынесения указанного судебного акта налоговый орган уточнил заявленные в рамках настоящего административного дела требования: просил взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 62 976 рублей 66 копеек, из которой: 58 933 рубля 10 копеек - налог на имущество физических лиц за 2017 год, 775 рублей 79 копеек - пеня по данному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 16 января 2019 года; 532 рубля - земельный налог с физических лиц за 2017 год; 2 735 рублей 77 копеек - пеня по транспортному налогу за 2015 год за период с 4 декабря 2018 года по 16 января 2019 года.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в части, Советский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, а также оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что установленная законом обязанность по оплате обоснованно начисленных сумм налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 годы административным ответчиком исполнена не была, срок обращения в суд административным истцом по соответствующим требованиям пропущен не был, в связи с чем указанные в административном исковом заявлении МИФНС России N 12 по Приморскому краю сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год - 58933 рубля 10 копеек и сумма задолженности по земельному налогу за 2017 года - 532 рубля подлежит взысканию с Алиева Ф.З.
Также суды согласились с необходимостью взыскания с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 16 января 2019 года, указав, что её верный размер составляет 663 рубля 49 копеек.
В то же время, суды первой и апелляционной инстанции отказали во взыскании с Алиева Ф.З.о. пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 4 декабря 2018 года по 16 января 2019 года размере 2 735 рублей 77 копеек, указав, что административным истцом нарушены установленные Налоговым кодексом Российской Федерации порядок и сроки обращения в суд с таким требованием.
Поскольку кассационная жалоба МИФНС России N 12 по Приморскому краю не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного истца с судебными постановлениями в той части, в которой его административные исковые требования были удовлетворены, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности соответствующей части решения суда первой инстанции и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В свою очередь, выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемой части судебных постановлений, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в силу второго абзаца пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, установленном статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, абзацем первым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что налоговый орган, направивший физическому лицу требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств этого лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Исходя из анализа содержания приведённых правовых норм, необходимо сделать вывод, что сумма административных исковых требований налогового органа напрямую зависит от сведений, которые содержались в направленном налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, требовании об уплате налога. Налоговый орган вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с такого лица начисленных сумм налога, сбора, пеней, штрафов, но в любом случае взыскание должно производится в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым наступил срок их исполнения.
Вопрос изменения размера требований по налогу и пене к налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, должен решаться в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, которые предусматривают необходимость направления должнику нового требования с указанием новой суммы рассчитанной задолженности.
В случае неисполнения такого требования налоговый орган с соблюдением шестимесячных сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, должен сначала обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а в случае его последующей отмены - с административным исковым заявлением в суд.
Применительно к настоящему делу, из содержания требования МИФНС России N 12 по Приморскому краю от 17 января 2019 года N 62 следовало, что пеня по транспортному налогу в размере 24 119 рублей 2 копеек рассчитана налоговым органом с 3 декабря 2018 года на задолженность по транспортному налогу в сумме 2 142 326 рублей, однако, соответствующее требование в части данной задолженности по транспортному налогу, как уже указывалось выше, признано недействительным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года.
Сведений об иной задолженности по транспортному налогу требование от 17 января 2019 года N 62 не содержало.
Доводы кассационной жалобы указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита законных интересов административного истца, не содержат; по существу они выражают несогласие налогового органа с выводами судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем, у суда кассационной инстанции предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.