Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Аноприенко К.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" к Осьмининой К.Е. о взыскании неправомерно полуденной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, по кассационной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения представителя истца Бабич Т.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" обратилось с иском к Осьмининой К.Е, указав, что 02.06.2020 ответчик подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на ребенка Осьминину Э.А, 31.01.2015 года рождения. Данное заявление рассмотрено, назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на период с 01.01.2020 по 30.06.2021, которая производилась ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет заявителя. 22.09.2020 Осьминина К.Е. обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка Осьминину С.А, 21.09.2017 года рождения. 15.10.2020 принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на период с 21.09.2020 по 30.09.2021. 16.11.2020 был произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи Осьмининой К.Е, в связи с тем, что поступили сведения о том, что супруг Осьмининой К.Е. - Осьминин А.Н. трудоустроен и среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную в Приморском крае за второй квартал 2019 года. 16.11.2020 было вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, при этом протоколом N зафиксирована сумма неправомерно полученной выплаты в размере 72210 руб. за период с 01.01.2020 по 31.10.2020. Учреждение обратилось к Осьмининой К.Е. с уведомлением о возврате необоснованно полученной суммы, вместе с тем, требование оставлено без удовлетворения. В связи с чем, просит суд взыскать с Осьмининой К.Е. сумму неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 72210 руб. за период с 01.01.2020 по 31.10.2020.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 14 апреля 2021 года, исковые требования удовлетворены.
С Осьмининой К.Е. в пользу КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" взыскана сумма неправомерно полученной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 в размере 72 210 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято решение об отказе КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" просит отменить решение суда апелляционной инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушениями норм права. Настаивает на отсутствии у ответчика оснований для получения денежной выплаты.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии решения судом апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Пунктом 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсий, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение; Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетном ошибки.
Указанные нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Приморского края от 29.12.2004 N217-КЗ "О защите прав ребенка в Приморском крае".
Названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав и законных интересов ребенка, устанавливает меры, направленные на обеспечение здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Приморском крае, а также меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей в Приморском крае, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Согласно ч.1 ст. 7.1 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 217-КЗ право на ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, имеющей детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты
Порядок и условия предоставления ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Правительством Приморского края (ч.5 ст. 7.1 Закона Приморского края от 29.12.2004 N217- КЗ).
Постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Согласно п. 1.2 указанного Порядка, сейчас и в последующем в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений, право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трек до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает Величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
Из анализа п. 3.1. Порядка следует, что для назначения ежемесячной i выплаты заявитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384, в структурное подразделение КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" по месту жительства (пребывания) на территории Приморского края, в том числе, в виде электронного документа. В типовой форме заявитель указывает основные и дополнительные сведения о себе, супруге, а также ребенке. При этом заявитель, как в отношении себя, как и в отношении своего супруга должен указать место работы, в том случае, если заявитель и (или) его супруг (супруга) являются военнослужащими, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации. В иных случаях обязанность по указанию места работы отсутствует.
Кроме того, предоставление сведений о доходах семьи также не предусмотрено, за исключением сведения о сумме полученных в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, алиментов.
Согласно п. 3.3 Порядка, документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного воздействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ у заявителя, за исключением случаев, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка.
Заявитель (его уполномоченный представитель) одновременно с заявлением представляет: документы (сведения) о рождении ребенка в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации; документы, подтверждающие наличие и размер доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "ж" п. 21 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 384, в случае если заявитель м (или) его супруг (супруга) являются сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, предоставление сведений о доходах семьи также не предусмотрено, за исключением указания сведения о сумме полученных в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, алиментов. Согласно п. 3.3 Порядка, документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным Подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 384, в случае если заявитель и (или) его супруг (супруга) является сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внутренних дел Российской Федерации.
Сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей входят в перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, вместе с тем, данные сведения предоставляются Федеральной налоговой службой Российской Федерации (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что из анализа данных положений следует, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, на Осьмининой К.Е. лежала обязанность предоставить сведения согласно типовой форме, в то время, как на Учреждении проверить данные сведения, а также запросить в уполномоченных органах сведения и документы, необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты.
Согласно заявлению N о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, поданного Осьмининой К.Е, оно содержит информацию о заявителе, ее супруге и детях. Данное заявление заполнено согласно типовой форме, при этом доказательств, подтверждающих, что оно содержит какие- либо недостоверные сведения в материалы дела не представлено. Каких-либо неправомерных действий со стороны ответчика не установлено.
При этом указание КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" на то, что Осьминина К.Е. изначально не имела права обращаться с данным заявлением, поскольку ее супруг трудоустроен, получает доход, при этом размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае, не свидетельствует о совершении ответчиком противоправных действий. Поскольку она, как мать ребенка находящегося в возрасте от трех до семи лет имела право на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, предоставив сведения о своей семье согласно типовой форме, в то время, как на Учреждении лежала обязанность проверить сведения, запросить недостающую информацию, в том числе, и в части сведений о доходе каждого из членов семьи. При этом доказательств, подтверждающих, что Осьминина К.Е. сообщала, заведомо ложные-сведения о доходах своей семьи, не представлено, данное не усматривается из заявления, поданного ею в уполномоченный орган.
То обстоятельство, что на момент подачи ответчиком заявления не была налажена система по получению истцом сведений о доходах военнослужащих, не может быть поставлено в вину ответчику.
При этом п. 5.7. Порядка прямо предусмотрено, что суммы, излишне выплаченные получателю ежемесячной выплаты вследствие представления им заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, возмещаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных ему сумм они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, в данном случае не установлено обстоятельств, подтверждающих факт представления Осьмининой К.Е. заведомо недостоверных сведений, либо сокрытия сведений, иного злого умысла с целью незаконного получения мер социальной поддержки, в связи с чем, выплаченные ей денежные средства на содержание ребенка от трех до семи лет в размере 72 210 руб. за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 не подлежат принудительному взысканию.
При таких данных, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца, в той части, что у Осьмининой К.Е. право на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно отсутствовало, не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку как верно установлено судом, в действиях ответчика недобросовестности с её стороны не было.
Иные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебных постановления.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы истца оснований для отмены или изменения судебных актов по делу не содержат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.