Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Натальи Евгеньевны, Юрченко Татьяны Витальевны к краевому бюджетному учреждению здравоохранения "Амурская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края о взыскании стимулирующих выплат, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Кузнецовой Натальи Евгеньевны и Юрченко Татьяны Витальевны на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Кузнецова Н.Е, Юрченко Т.В. обратились с иском к КГБУЗ "Амурской ЦРБ" о взыскании стимулирующих выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указали, что работали в КГБУЗ "Амурская ЦРБ" в должности уборщиков производственных помещений отделения скорой и неотложной медицинской помощи филиала N "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведены на должность няни отделения скорой и неотложной медицинской помощи филиала N "адрес". Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.04.2020 N 172-р, постановлениями Правительства РФ NN 484 и 415 установлены стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также стимулирующая выплата за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Такие выплаты им не произведены. Просили, с учетом уточненных требований, взыскать стимулирующие выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 295 231 руб. 30 коп, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. в пользу каждой.
Определениями судьи Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Хабаровского края, в качестве третьего лица - ГУ Хабаровское региональное отделение ФСС РФ.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 12 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09 июня 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кузнецова Н.Е. и Юрченко Т.В. просят отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
Статьей 147 Трудового кодекса РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762).
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 (далее - Постановление N 484) установлены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, регулирующие предоставление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Предусмотренные указанными Правилами выплаты устанавливаются в твердой сумме от 25 000 до 80 000 руб. в зависимости от должности.
Из материалов дела и судом установлено, что Кузнецова Н.Е. и Юрченко Т.В. работали уборщиками отделения скорой медицинской помощи филиала N "адрес" КГБУЗ " "адрес" больница". На основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ переведены на должность няни в том же отделении. Из должностных инструкций няни отделения скорой и неотложной медицинской помощи филиала N "адрес", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что няня подчиняется в оперативном управлении фельдшеру и фельдшеру по приему и передаче вызовов выездным бригадам, в ее функциональные обязанности входит уборка помещений и санитарных автомобилей
Приказами от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N Кузнецова Н.Е. и Юрченко Т.В. уволены по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что первый случай заболевания новой коронавирусной инфекцией в г. Амурске выявлен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истцы имели бы право на стимулирующие выплаты с указанной даты, в случае если бы такое право по занимаемым им должностям было предусмотрено нормативными актами. В отсутствие таких актов пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Обращаясь с кассационными жалобами истцы полагали указанные выводы неправомерным, с чем следует согласиться.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с продолжающимися многочисленными обращениями медицинских организаций об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484 своим письмом от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 разъяснило, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Указанные выплаты, в соответствии с Правилами N 484 осуществляются в размерах, установленных п. 11 данных Правил, являются единовременными, выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и (или) часов, за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373 за фактически отработанное время.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
24.04.2020, в развитие вышеуказанных положений, Правительством Хабаровского края принято постановление N 172-пр "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
Пунктом 3 указанного постановления Правительства с 01 апреля по 30 июня 2020 года установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам Учреждений, участвующим в мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе прочему персоналу стационарных подразделений и отделений скорой медицинской помощи (дезинфекторам, кастеляншам, няням, буфетчикам, уборщикам помещений и т.п.) - 25 000 руб. в месяц, рабочим всех профессий - 10 000 рублей (подпункт 7 пункт 3). Указанные положения распространены на правоотношения, возникшие с 19 марта 2020 года (пункт 9 постановления).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.05.2020 N 218-пр в указанный пункт внесены изменения, он изложен в новой редакции - выплаты предусмотрены персоналу учреждений здравоохранения, в которых открыты койки для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, работникам подразделений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (в том числе няням, буфетчикам, уборщикам помещений, дезинфекторам, кастеляншам и т.п.), - 25 000 рублей в месяц; рабочим всех профессий - 10 000 рублей.
Пунктом 9 постановления Правительства Хабаровского края от 31.07.2020 N 319-пр предусмотрено, что внесенные изменения распространяется в т.ч. и на правоотношения, возникшие с 19 марта 2020 года.
Придавая расширительное толкование постановлению правительства Хабаровского края от 21.05.2020 N 218-пр в части ограничения круга лиц, на которых ранее распространялись стимулирующие выплаты, суд не дал оценки тому, что при разрешении спора следовало исходить из конституционно определенных принципов, запрещающих придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, выполнявших трудовые обязанности в повышенном объеме, которые рассчитывали на оплату их труда в размере, определенном законодателем в этот период времени, следовательно, для регулирования вопросов оплаты труда истца до 21 мая 2020 года следовало руководствоваться постановлением правительства Хабаровского края от 24.04.2020 N 172-пр в первоначальной редакции.
Стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 осуществляются медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N1762 Постановление N415 было отменено, введены новые Правила, предусматривающие перечень медицинских работников и период стимулирующих выплат, в силу которых правом на получение специальной социальной выплаты обладают не только медицинские работники, участвующие в диагностике и лечении больных от ковида, но и врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Положением "Об установлении выплат стимулирующего характера, утвержденого главным врачом КГБУЗ "Амурская ЦРБ" в редакции от 21 мая 2020 года, Отделение скорой медицинской помощи, филиала N рп. Эльбан включено в список подразделений непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых вывялена новая коронавирусная инфекция (фельдшер СМП и водитель).
Должность няни в перечне медицинских работников и прочего персонала, которым осуществляются выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, не поименована.
Вместе с тем, без правовой оценки остались доводы истцов о том, что по указанию фельдшера они входили в состав бригады СМП, которая ежедневно выезжала к пациентам с коронавирусной инфекцией. Этот довод ответчиками не опровергнут, пояснения стороны ответчика о том, что такой выезд мог быть основан на дружеских отношениях с фельдшером противоречат Должностной Инструкции няни, где предусмотрено их прямое подчинение указаниям фельдшера.
Не принимая во внимание указанные обстоятельства суд, уклонившись от выяснения вопроса о том, какие функциональные обязанности выполняли истцы при выезде бригады СМП к пациентам, не принял во внимание, что сам по себе факт не отнесения сотрудников медицинского учреждения к категории лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты при фактическом привлечении к такой работе не может являться основанием к отказу в такой выплате.
При указанных обстоятельствах, довод кассационной жалобы о том, что в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ юридически значимые обстоятельства применительно к тем задачам, которые были поставлены перед судом, установлены не были, является обоснованным. Суд первой инстанции в нарушение указанных норм процессуального права не определилданные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора.
Это нарушение не было устранено и судом апелляционной инстанции, который не только не принял во внимание приведенные в апелляционной жалобе аналогичные сведения, но и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции указал на то, что на ДД.ММ.ГГГГ случаи заболевания коронавирусной инфекцией в "адрес" выявлены не были, что противоречит письменному отзыву ответчика, который подтвердил, что первый случай такого заболевания был установлен ДД.ММ.ГГГГ.
Постановления суда подлежат отмене, поскольку допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истцов.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09 июня 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.