Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломакиной И.Ю, действующей в интересах Ломакина Р.Ю. к администрации г. Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании права на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по кассационной жалобе Министерства ЖКХ Амурской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Ломакина И.Ю. в интересах Ломакина Р.Ю, обратилась в суд с иском, указав, что она является опекуном своего брата Ломакина Р.Ю, 16.11.1973 года рождения, который с 1996 года страдает психическим заболеванием, с 01.07.1996 является инвалидом I группы бессрочно, признан недееспособным решением суда от 07.09.2020.
Ломакин Р.Ю. своего жилья не имеет, проживает в квартире матери в жилом помещении без коммунальных услуг, которое фактически непригодно для проживания Ломакина Р.Ю. в связи с состоянием его здоровья.
15.07.2009 Ломакин Р.Ю. был поставлен на учет как инвалид I группы, желающий получить государственный жилищный сертификат (ГЖС) для переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом от 15.04.2021 N администрация г. Зеи уведомила о том, что комиссией Министерства ЖКХ Амурской области принято решение об отказе Ломакину Р.Ю. в выдаче ГЖС в виду отсутствия требуемого стажа работы.
Данный отказ Ломакина И.Ю. считает незаконным, так как не было учтено, что в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимый для приобретения права на получение ГЖС, подлежит включению не только период работы Ломакина Р.Ю. до получения инвалидности, но и период нахождения его на инвалидности с 01.07.1996.
Просила: признать незаконным решение Министерства ЖКХ Амурской области об отказе в выдаче Ломакину Р.Ю. государственного жилищного сертификата; признать за Ломакиным Р.Ю. право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 27 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 июля 2021 года исковые требования Ломакиной И.Ю. удовлетворены:
признано незаконным решение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе в выдаче Ломакину Р.Ю. государственного жилищного сертификата;
признано за Ломакиным Р.Ю. право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В кассационной жалобе Министерство ЖКХ Амурской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения. Настаивает на том, что у Ломакина Р.Ю. отсутствует необходимый стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Обращает внимание, что Ломакин Р.Ю. имеет инвалидность по общему заболеванию, в связи с чем, право на получение жилищной субсидии он не имеет.
В возражениях на кассационную жалобу Ломакина И.Ю. указывает на законность и обоснованность апелляционного определения.
В соответствии со ст. 379.5 ч. 5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имели также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, Ломакин Р.Ю, имеющий стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 2 года 1 месяц 2 дня, с 01.07.1996, признан инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно, получает пенсию по инвалидности. Решением суда от 07.09.2020 Ломакин Р.Ю. признан недееспособным, постановлением администрации г. Зеи от 21.10.2020 N опекуном Ломакина Р.Ю. назначена Ломакина И.Ю.
Постановлением администрации г. Зея от 11.06.2020 N Ломакин Р.Ю. принят на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 15.07.2009.
Решением Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 19.03.2021, утвержденным министром жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Ломакину Р.Ю. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по мотивам отсутствия установленной продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Письмом администрации г. Зеи от 15.04.2021 Ломакина И.Ю. уведомлена об отказе в выдаче Ломакину Р.Ю. государственного жилищного сертификата.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, исходил из того, что наличие инвалидности I группы по общему заболеванию само по себе в отсутствии установленного законом необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не дает истцу прав участвовать в подпрограмме, в целях реализации права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что ст.5 Федерального закона N 125-ФЗ в указанной редакции предусматривала, что при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по инвалидности.
В такой редакции нормы Федерального закона N 125-ФЗ действовали с 01.01.2003 по 31.12.2011.
С 01.01.2012 ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ действует в новой редакции, которая не предусматривает включения в стаж, дающий право на получение социальной выплаты, времени нахождения инвалидов I и II групп на пенсии по инвалидности.
Таким образом, в силу ранее действующего законодательства, на дату постановки Ломакина Р.Ю. на учет на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 15.07.2009, а также на дату внесения изменений в ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, с учетом периода времени, нахождения на инвалидности, у Ломакина Р.Ю. имелся необходимый 15-летний стаж, при котором у Ломакина Р.Ю. возникло право на получение государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах требование о наличии полного трудового стажа -15 лет в данном случае по существу означало бы отмену ранее приобретенного инвалидом права на меры социальной поддержки, что недопустимо в силу ч.2 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на законе.
Исходя из буквального толкования закона, а именно п.2 ч.5 Федерального закона N 125-ФЗ, при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также ст.2 Федерального закона N 125-ФЗ, следует, что речь идет об очередности постановки на учет и определении норматива предоставления жилищных субсидий тем категориям граждан, в том числе инвалидам I и II групп, которые имеют право на получение жилищных субсидий и круг которых определен в статье 1 данного закона, то есть, граждане, ставшие инвалидами вследствие трудового увечья.
При таких данных, при применении ст.5 Федерального закона N 125-ФЗ должен учитываться период нахождения на пенсии по инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья.
Между тем, Ломакин Р.Ю, как инвалид I группы по общему заболеванию, не имеющий требуемого законом трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, к указанной категории граждан не относится.
Расширение круга лиц указанных в ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Норма абз.2 ч.1 ст.1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абз.1 ч.1 ст.1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Федеральным законодателем установлены условия, которым должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах, определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурской области суда от 28 июля 2021 года отменить.
Решение Зейского районного суда Амурской области от 27 мая 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.