Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении произвести текущий ремонт жилого дома, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Скарлухина М.А, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе N 3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу с иском о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия.
В обоснование исковых требований, указал, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N). Согласно акту общего сезонного весеннего осмотра указанного многоквартирного дома от 30.03.2020 требуется проведение капитального и текущего ремонта дома. Минобороны России осуществляет полномочия собственника имущества - указанного многоквартирного дома, который находится на обслуживании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Не проведение капитального и текущего ремонта жилого дома на протяжении длительного времени противоречит требованиям действующего законодательства и создаёт предпосылки к нарушению прав военнослужащих и членов их семей, негативно влияет на их здоровье, повышает социальную напряжённость, наносит вред репутации Вооружённых сил РФ.
Уточнив впоследствии исковые требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N); обязать Минобороны России в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с: ремонтом кровли (1184 кв.м), восстановлением отмостки (440 кв.м), заменой оконных блоков на лестничных клетках (32 шт.), установлением металлических входных дверей (4 шт.), заменой тамбурных дверей (4 шт.), заменой ВРУ-04 (1 шт.) заменой канализационных стояков Д-100 мм (22, 5 м); обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с: ремонтом козырьков (18, 36 кв.м), ремонтом (установкой) дверных замков (1 шт.), заменой электропроводки (400 м), ремонтом подвальных помещений (замена трубы отопления Д-100 мм - 12 м, замена задвижек Д-100 мм - 2 шт, ХВС: замена трубопровода Д-25/20 мм - 15 м и 20 м, замена задвижек Д-100 мм - 4 шт.), ремонтом инженерного оборудования (замена трубопровода ХВС Д-25 мм - 15 м, Д-20 мм - 12 м, замена стояков отопления Д-20 мм - 15 м), прочисткой вентканалов - (65 м), восстановлением защитных зонтов (9 шт.), установкой урн (4 шт.), установкой скамеек (3 шт.), штукатуркой стен в подъездах (162 кв.м), побелкой стен и потолков подъездов (378 кв.м), окраской стен подъездов (420 кв.м).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён НКО Фонд - региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ЕАО.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года исковые требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, интересов Российской Федерации удовлетворены частично.
Постановлено признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N).
Обязать Минобороны России обеспечить в срок до 31.12.2021 включение в план капитального ремонта на 2022 год многоквартирный "адрес" N "адрес".
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31.12.2022 произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N, а именно: замену кровли - 1184 кв.м; восстановление отмостки - 440 кв.м; замену оконных блоков на лестничных клетках - 32 шт.; установку металлических входных дверей - 4 шт.; замену тамбурных дверей - 4 шт.; замену ВРУ-04 - 1 шт.; замену канализационных стояков Д-100 мм - 22, 5 м.
Возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность в срок до 31.12.2022 произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N), а именно: ремонт козырьков - 18, 36 кв. м, ремонт (установка) дверных замков - 1 шт, замена электропроводки - 400 м, ремонт подвальных помещений (замена трубы отопления Д-100 мм - 12 м, замена задвижек Д-100 мм - 2 шт, ХВС: замена трубопровода Д-25/20 мм - 15 м и 20 м, замена задвижек Д-100 мм - 4 шт.), ремонт инженерного оборудования (замена трубопровода ХВС Д-25 мм - 15 м, Д-20 мм - 12 м, замена стояков отопления Д-20 мм - 15 м), прочистку вентканалов - 65 м, восстановление защитных зонтов - 9 шт, установку урн - 4 шт, установку (ремонт) скамеек - 3 шт, штукатурка стен в подъездах - 162 кв.м, побелка стен и потолков подъездов - 378 кв.м, окраска стен подъездов 420 кв.м.
При недостаточности у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России денежных средств на проведение вышеуказанных работ обязать Минобороны России выделить денежные средства на указанные цели.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года решение суда первой инстанции изменено в части.
Принят отказ военного прокурора Биробиджанского гарнизона от исковых требований о возложении на Минобороны России обязанности обеспечить в срок до 31.12.2021 включение в план капитального ремонта на 2022 год многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N), с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт.
В части удовлетворения требований заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона к Минобороны России о возложении обязанности обеспечить в срок до 31.12.2021 включение в план капитального ремонта на 2022 год многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (инв. N, военный городок N) отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
Решение суда в части возложения на Минобороны России обязанности по выделению денежных средств на проведение текущего ремонта в случае их недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации отменить.
Абзац шестой из резолютивной части решения суда исключить.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит отменить решение первой и апелляционной инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что решение о проведении текущего ремонта является полномочием собственника, при этом, управляющая компания не может самостоятельно принимать решения о проведении каких-либо действий с многоквартирными домами собственника.
Минобороны России в кассационной жалобе считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что спорный дом находится в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, и, как обладатель права оперативного управления обязан нести расходы на содержание общего имущества. Обращает внимание, что на Минобороны России возложена обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома, путем уплаты взносов на капитальный ремонт, а не путем его фактического проведения, а очередность проведения ремонтов МКД определяется самостоятельно субъектами Российской Федерации. Просит отменить апелляционное определение, вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на кассационные жалобы, прокурор указал на законность и обоснованность принятых судебных постановлений.
Стороны в судебное заседание не явились. Учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Скарлухина М.А, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, возражений на них, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Едином государственном реестре недвижимости на 01.07.2021 отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, "адрес".
Вместе с тем, судом установлено указанный многоквартирный жилой дом, расположенный в закрытом военном городке N, находится в собственности Российской Федерации и закреплён за Вооружёнными Силами Российской Федерации, правомочия собственника в отношении данного имущества осуществляет Минобороны России.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 16.01.2018 N квартиры в указанном объекте недвижимости закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Согласно ответу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 27.05.2021, жилые помещения, входящие в состав жилого дома, расположенного по указанному адресу, в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 16.01.2021 N переданы на праве оперативного управления в ФГАУ "Росжилкомплекс".
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента от 16.08.2004 N, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации.
В целях выполнения возложенных на Минобороны России функций приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с пунктом 3 названного приказа, пунктом 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N, основной деятельностью учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.
26.09.2017 между государственным заказчиком - Министерством обороны РФ и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (управляющая организация) заключён договор управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами РФ, N1. В приложении к договору указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (военный городок N).
Согласно пункту 2.4 договора управляющая организация в отношении передаваемого в управление жилищного фонда приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
Из акта приёма-передачи от 2017 года следует, что указанный многоквартирный жилой дом передан в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ. Также в акте указано, что дом является пятиэтажным, год постройки - 1975, сведения о последнем капитальном ремонте отсутствуют.
По результатам проведения весеннего осмотра (30.03.2020) и осеннего осмотра (25.09.2020) указанного многоквартирного дома установлено неудовлетворительное состояние подвального помещения (системы отопления, холодного водоснабжения, канализации, электрощитовая), крыши (стропилы, балки, кровля), вентиляции (вентиляционные каналы, защитные зонты), общедомовых инженерных сетей (холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение), козырька над входом в подъезд, отмостки, окон и дверей (входные и тамбурные), дверных замков, внутриподъездной отделки, требующих ремонта. Выявлена необходимость установления урн, скамеек.
Выявленные недостатки имущества в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N, являются основанием для проведения капитального и текущего ремонта жилого дома.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" (военный городок N), находится в состоянии, требующем как капитального, так и текущего ремонта, собственник (Минобороны России), а также уполномоченная им организация, на балансе которой состоит этот дом (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем нарушаются жилищные права неопределённого круга граждан, признав незаконным бездействие собственника спорного объекта недвижимости Минобороны России, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта здания, суд возложил обязанность по проведению капитального ремонта на Министерство обороны РФ, как на собственника объекта недвижимости, обязанность по проведению текущего ремонта - на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как управляющую организацию, принявшую на себя в силу договора от 26.09.2017 обязательства по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома
С данными выводами суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции верными.
Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не наделено полномочиями по проведению текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), включая проведение текущего ремонта.
Ссылка на наличие предусмотренного законом порядка организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда Минобороны России не свидетельствует о незаконности решения. При разрешении спора суды верно исходили из наличия доказательств о необходимости проведения текущего ремонта и из установленного факта нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непроведением ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России такого ремонта. Необходимость соблюдения порядка организации и проведения ремонта не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав граждан.
Кроме того, ссылки на длительность процедуры выделения бюджетных средств, необходимость корректировки расходной части бюджета Минобороны России, проведения закупочных процедур не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку связаны с обстоятельствами организационного характера, наличие которых не должно влиять на своевременное исполнение решения суда, направленного на защиту жилищных прав граждан.
Выполнение указанного вида работ относится к основному виду деятельности учреждения и не должно вызвать затруднений при их проведении.
Вопреки доводам кассационной жалобы Минобороны России, в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ N от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Реализуя полномочия собственника, Минобороны России заключило с ответчиком договор по управлению жилищным фондом.
В связи с чем, передача спорного жилого дома на обслуживание управляющей организации не освобождает собственника здания от обязанности по его надлежащему содержанию и капитальному ремонту.
Факт включения постановлением правительства Еврейской автономной области от 19.06.2018 N-пп спорного многоквартирного жилого дома в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 гг. не освобождает Минобороны России, как собственника этого объекта недвижимости, от обязанностей по его содержанию. Основным источником финансирования работ, выполнение которых возможно в рамках реализации региональной программы, являются средства собственников, накапливаемые при оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт. Согласно информации некоммерческой организации - Фонда "Региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ЕАО" от 25.05.2021 N Минобороны России не выполняет обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, общая задолженность по включённым в программу домам N, N, N N по "адрес" в "адрес" по состоянию на 01.05.2021 составляет 1 651 030, 13 руб, а конкретно по дому N по "адрес" задолженность составляет 418 952, 93 руб, что приводит к отсутствию средств, накопленных в фонде капитального ремонта, т.е. фактическое проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с региональной программой является невозможным из-за отсутствия финансирования услуг и работ по капитальному ремонту общедомового имущества.
Иные доводы кассационных жалоб не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.