Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Панфиловой Л.Ю, Виноградовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миняйло К.О. к начальнику УФСБ России по Приморскому краю Симонову Д.В, заместителю начальника УФСБ России по Приморскому краю Прудникову С.Ю, УФСБ России по Приморскому краю об оспаривании решений, возложении обязанности, по кассационной жалобе Миняйло К.О. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения представителей УФСБ России по Приморскому краю Понамарева П.М, Дзюба В.Н, полагавших решения судов законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Миняйло К.О. обратился в суд с иском, указав, что он является ветераном военной службы в запасе, уволен с военной службы 09.11.2015 по предельному возрасту пребывания на военной службе, является ветераном военной службы. С ноября 2015 года он прикреплен за поликлиникой УФСБ по Приморскому краю, имеет санитарный билет N, на его имя заведена медицинская карта. 18.04.2019 истец обратился в поликлинику УФСБ России по Приморскому краю с жалобами на боли в позвоночнике. Неврологом был открыт больничный лист с 18 по 23.04.2019 и назначено лечение без выдачи бесплатных лекарственных препаратов. 22.04.2019 в связи с ухудшением здоровья, истец был направлен неврологом на консультацию к нейрохирургу в госпиталь ТОФ. Направление в медицинские учреждения ФСБ России истцу не выдавалось. Также 22.04.2019 нейрохирургом госпиталя ТОФ рекомендована срочная госпитализация в нейрохирургическое отделение. 23.04.2019 неврологом поликлиники УФСБ России по Приморскому краю больничный лист продлен до 26.04.2019. 24.04.2019 в связи с резким ухудшением здоровья, истец был госпитализирован в госпиталь ТОФ. 26.04.2019 истец во внеочередном порядке был прооперирован начальником нейрохирургического отделения ФГКУ "1477 военно-морской клинический госпиталь" МО РФ, ему установлена система динамической стабилизации ТПФ в сегменте 4-5 поясничных позвонков. Указанная операция проводилась с применением высоких технологий. В ходе послеоперационной реабилитации неврологом поликлиники УФСБ России по Приморскому краю истцу продлевался больничный лист, назначалось лечение, однако бесплатных лекарственных препаратов не выдавалось.
На лечение и операцию истцом потрачено из собственных денежных средств 317 423 рубля. 25.10.2019 Миняйло К.О. в УФСБ России по Приморскому краю на имя начальника УФСБ России по Приморскому краю подал обращение о компенсации понесенных затрат на лечение и (или) оказание материальной помощи. В феврале 2020 года в адрес истца поступил ответ за подписью заместителя начальника УФСБ России по Приморскому краю с отказом в выплате компенсации за лечение по тем основаниям, что бесплатное лечение истец должен был получать в Центральном клиническом военном госпитале ФСБ России и Главном клиническом военном госпитале ФСБ России. Истец полагает, что действиями должностных лиц УФСБ России по Приморскому краю нарушено его право на всестороннее и объективное рассмотрение жалобы, право на бесплатную медицинскую помощь.
Просит суд, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконным бездействие УФСБ России по Приморскому краю по оказанию ему необходимой медицинской помощи, в том числе операционного лечения по установленному в апреле 2019 года заболеванию опорно-двигательного аппарата; признать незаконным решение заместителя начальника УФСБ России по Приморскому краю Прудникова С.Ю. об отказе в выплате истцу компенсации расходов на лечение; взыскать с УФСБ России по Приморскому краю 315 873, 26 руб. в счет компенсации расходов на лечение; обязать начальника УФСБ России по Приморскому краю Симонова Д.В. в установленном порядке отдать распоряжение о выплате истцу в счет компенсации расходов на лечение 315 873, 26 руб.
10.03.2021 в качестве ответчика привлечено УФСБ России по Приморскому краю.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 09.04.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.06.2021, в удовлетворении исковых требований Миняйло К.О. отказано.
В кассационной жалобе Миняйло К.О. ставит вопрос об отмене судебный постановлений. Указывает, что ему не была оказана медицинская помощь в соответствии со стандартом, он не был направлен на ВВК, ему не предлагалась ни одна из предусмотренных в ФСБ России форма получения лечения без взимания платы. Обращает внимание, что перед операцией, он самостоятельно не передвигался, в связи с чем, ему было необходимо экстренное лечение.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы, регулируется Федеральными законами от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 и Приказом Министра обороны РФ от 16.01.2006 N 20 "Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации".
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ относятся в том числе социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пункт 2 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляя право военнослужащих на бесплатную медицинскую помощь и определяя механизм его реализации в ведомственных медицинских организациях, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (в предусмотренных законом случаях), конкретизирует положения статьи 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации применительно к указанной категории граждан и обеспечивает защиту их интересов в сфере охраны здоровья.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911.
Направление членов семей офицеров, сотрудников и граждан, уволенных со службы, на лечение в медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, оказывающие специализированную и высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, осуществляется медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (п. 4 Правил).
В силу п. 7 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2-6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона "О статусе военнослужащих" Правительство РФ приняло Постановление от 26.09.1994 N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей".
Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования медицинская помощь, не входящая в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, оказывается в медицинских организациях с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным медицинским организациям Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В силу положений абз. 3 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", истцу, как лицу, уволенному с военной службы, гарантировано оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения на условиях обязательного медицинского страхования.
Согласно ответу ФГКУ "1477 военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации N от 29.10.2020 лечение заболевания Миняйло К.О. "Поясничный остеохондроз, секвестрировавшая грыжа диска в 4-5 поясничном сигменте слева. Вертеброгенный пояснично-крестцовый радикулит с синдромом поражения 5 поясничного, 1 крестцового корешков слева, затянувшееся обострение" было проведено 26.04.2019 в плановом порядке на третьи сутки после госпитализации в ФГКУ "1477 Военно-морской клинический госпиталь" МО РФ. Не установление системы динамической стабилизации ТПФ не несло угрозы жизни и здоровью Миняйло К.О, так как данная система предназначена для улучшения результатов оперативного лечения дегенеративных заболеваний поясничного отдела позвоночника: ранней вертикализации пациента после операции, профилактики рецидива грыжи диска и развитии функциональной нестабильности в оперативном сегменте, профилактики дегенеративного процесса в вышележащем сегменте. В переводе в центральные лечебные учреждения Российской Федерации Миняйло К.О. не нуждался, так как диагностика заболевания была проведена в полном объеме, а любое нейрохирургическое отделение г. Владивостока Приморского края успешно выполняет оперативное лечение грыж дисков всех отделов позвоночника по программе ОМС (обязательное медицинское страхование) и по программе ВТМП (высокотехнологичная медицинская помощь). Транспортировка Миняйло К.О. в центральное лечебное учреждение УФСБ России была не противопоказана: как авиа, так и железнодорожным транспортном. Миняйло К.О. сам изъявил желание об оперативном лечении в условиях ФГКУ "1477 Военно-морской клинический госпиталь" МО РФ (договор N на оказание платной услуги).
Из ответа УФСБ России по Приморскому краю N от 06.11.2019 следует, что оказание платных медицинских услуг инициировано Миняйло К.О. самостоятельно, на основании заявления о добровольном письменном согласии на получение платных медицинских услуг и договора на оказание платных медицинских услуг в ФГКУ "1477 военно-морской клинический госпиталь" МО РФ. Решение о плановом оперативном лечении не согласовано с руководством МСЧ УФСБ России по Приморскому краю, истцом в добровольном порядке оплачены и приобретены изделия медицинского назначения. Кроме того, выдана справка для предъявления в налоговую инспекцию и получения налогового вычета, в связи с получением дорогостоящего вида лечения.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными положениями закона, суд первой инстанции, принимая во внимание, что Миняйло К.О. самостоятельно принял решение о проведении оперативного лечения в условиях ФГКУ "1477 Военно-морской клинический госпиталь" МО РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применены нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы, не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 ГПК Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Миняйло К.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.