Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Лобовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иосебашвили Э.Х, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Преображеснкого районного суда города Москвы от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ- Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов - отказать в полном объеме.;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, а также включить в её страховой стаж периоды обучения с 01.09.1961 по 30.06.1965 в Московском химическом политехникуме им В.И. Ленина, с 01.09.1968 по 30.06.1973 на дневном отделении химического факультета МГУ; обязании ответчика предоставить расчёт установленной пенсии, с подробной информацией по всем показателям, применяемым для расчёта в соответствии с действующим пенсионным законодательством, а также взыскании судебных расходов на оказание юридических услуг в сумме сумма и компенсации морального вреда в размере сумма
В обоснование заявленных требований истец указала, что является получателем пенсии по старости с 2002 года, является ветераном труда, её трудовой стаж составляет более 55 лет, с размером пенсии не согласна, полагала, что установленный размер пенсии подлежит перерасчету, поскольку ответчиком не в полном объеме учтен общий трудовой стаж истца.
Истец фио при рассмотрении дела в суде первой инстанции не явилась, направила представителя фио, который поддержал исковые требования по изложенным доводам. Представитель ответчика фио, исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласна истец фио, просит о его отмене, по доводам апелляционной жалобы ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного решения, исходя из изученных материалов дела и доводов апелляционной жалобы истца, не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 18 июля 2002 года фио, паспортные данные, является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17.2.2001 N 173-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2002 трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в строгом соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В целях определения размера страховой части трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со ст. 30 указанного закона производится оценка пенсионных прав лица по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
При определении размера пенсии учитывается общий трудовой стаж до 01.01.2002, соотношение среднемесячной заработной платы истца и страховые взносы, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации после 01.01.2002.
Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в котором этим органом выносится решение о назначении пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
При назначении пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации производится оценка пенсионных прав застрахованного лица по нормам пункта 3 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом также установлено и следует из материалов дела, что при назначении пенсии с 18.07.2002 для оценки пенсионных прав истца фио ГУ-Главного управления ПФР N 7 по г. Москве и Московской области установлен общий трудовой стаж на дату назначения пенсии, который составил 31 год 2 месяца 15 дней в соответствии с п.3 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, при требуемом стаже для женщин - 20 лет, т.е. учитывается стажевый коэффициент - 0, 66.
Из материалов пенсионного дела следует, что пенсионным органом принят вариант оценки пенсионных прав по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный для фио
Среднемесячный заработок был учтен за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, при этом отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 3, 276 при максимально учитываемом 1, 2 в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Сумма страховых взносов на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) за период с 01.01.2002 на дату назначения пенсии, которая с учетом индексации составила сумма
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 на 31.12.2014 года произведён расчёт (валоризация) величины расчетного пенсионного капитала с учётом стажа до 1991 года.
На основании п. 1 ст. 30.1 Федерального закона N 213-ФЗ сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3, сверх того, 1% величины расчетного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Процент валоризации пенсии истца фио по расчетам пенсионного органа составил 30% (20% + 10% (сумма валоризации)), поскольку в соответствии с Федеральным законом N 213-ФЗ от 24.07.2009 года общий трудовой стаж истца на 01.01.1991 составил 20 лет 02 месяца 15 дней.
С 01.01.2015 пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно исполняются. В связи с введением в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты.
При расчете страховой пенсии по старости учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент, который умножается на стоимость балла. Стоимость балла ежегодно устанавливается Постановлением Правительством Российской Федерации. К полученному прибавляется фиксированная выплата.
С 01.01.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" была произведена конвертация пенсионных прав и истцу была установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пенсионный капитал был переведен в Индивидуальный Пенсионный Коэффициент (ИПК) с целью дальнейшего проведения перерасчетов и увеличения страховой пенсии, при этом все заработанные пенсионные права сохранились в полном объеме.
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", размер ИПКн (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия) имеет значение для определения величины ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента утверждается по формуле согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях".
В соответствии с ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом N 173-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПКс) за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела, исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года указанную в части 10 ст. 15 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2015г. произведено уточнение страховой пенсии фио с учетом начисленных страховых взносов на 31.12.2014, при этом согласно материалам пенсионного дела истца, индивидуальный пенсионный коэффициент истца с 01.01.2015 составил 181, 774 баллов, на 01.01.2021 - 202, 930.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости истца с 01.01.2021 с учетом перерасчетов и с учетом текущих индексаций составляет сумма, где фиксированная выплата - сумма, размер страховой пенсии - сумма.
По данным пенсионного дела фио является работающим пенсионером. С 01.01.2021 размер страховой пенсии по старости составил с учетом перерасчетов, без учета текущих индексаций, так как истец работает, к выплате составляет сумма, в том числе: сумма ? фиксированная выплата к страховой пенсии; сумма ? размер страховой пенсии. Поступающие на лицевой счет страховые взносы, уплачиваемые работодателем, являлись основанием для ежегодной корректировки размера пенсии.
Исследовав материалы пенсионного дела фио, руководствуясь положениями Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части правил расчета пенсии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что страховая пенсия по старости истцу выплачивается в полном объеме и в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства. Вывод суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии истца является верным, соответствующим положениям ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Согласно ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 19 Закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчёту на основании данных индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины ИПК для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при её назначении, предыдущем перерасчёте, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчёт производится без заявления пенсионера с 01 августа каждого года по формуле, предусмотренной вышеуказанным Законом.
Поскольку судом не установлено оснований для перерасчёта пенсии, то отказ в удовлетворении производных требований о взыскании судебных расходов на оказание юридических услуг и компенсации морального вреда является правомерным.
Проверяя доводы истца о наиболее выгодном для истца варианте расчета пенсии, Статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002, что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии, и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В частности, положения п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.
В п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 Указанная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в учебных заведениях (абз. 15) и военной службы по призыву (срочной), которая включается в общий трудовой стаж в двойном размере (абз. 26 и 33), но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абз. 40) при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, тремя минимальными размерами пенсии (ч. 1 ст. 18 действовавшего до 01.01.2002 Закона N 340-1).
Положениями абз. 40 п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную сумма... ".
Варианты расчета пенсии помимо условия о стаже предусматривают обязательный и одновременный учет и иных условий и ограничений, что в итоге влияет на расчетный размер пенсии. Так положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления стажа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в образовательных учреждениях средних специальных и высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной денежной суммой.
Установленное абзацем сороковым пункта 4 данной статьи ограничение расчетного размера пенсии согласуется с правилами, предусмотренными законодательством Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002 (часть первая статьи 18 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Как следует из материалов пенсионного дела фио при назначении пенсии истцу выбран наиболее выгодный вариант расчета размера трудовой пенсии по старости. Применение при расчете пенсии положений п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с учетом норм и правил расчета пенсии по ранее действующему законодательству является для истца невыгодным и влечет уменьшение суммы выплаты, что является недопустимым, поскольку сводится к ущемлению пенсионных прав истца.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы истца о необходимости учета в общий трудовой стаж периодов получения образования с 1961 по 1965, с 1968 по 1973 отклоняются как основанные на неверном толковании положений пенсионного законодательства. При этом из материалов пенсионного дела следует, что указанные периоды обучения учитывались пенсионным органом в качестве общего трудового стажа истца при оценке права на пенсию.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Преображенского районного суда города Москвы от 14 апреля 2021 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.