Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Дегтеревой О.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Бухареве И.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя УСЗН ВАО г. Москвы, представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 30 июня 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-4120/2021), которым постановлено:
Признать незаконными и отменить решения N 210900187683, N 210900187684 от 20.11.2020 года об отказе в предоставлении государственных услуг.
Признать за приемным родителем Дьячук Т. В, проживающей по адресу: г. ххх право на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и пользование телефоном в жилом помещении, в котором проживают несовершеннолетние подопечные ххххххх, по адресу ххххххх.
Обязать Управление социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы назначить Дьячук Т. В. ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и пользование телефоном в жилом помещении, в котором проживают несовершеннолетние подопечные ххххххх, по адресу: ххххххххх и установить данную выплату с 01 мая 2020 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Дьячук Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику УСЗН ВАО г. Москвы, в котором просила признать незаконными решения ОСЗН района Преображенское от 20.11.2020 года N 210900187683 и N 210900187684 об отказе в предоставлении государственной услуги, признать за ней право на получение ежемесячной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживают несовершеннолетние дети, находящиеся у неё под опекой, обязать ответчика назначить и выплатить ежемесячную компенсационную выплату с 01.05.2020 года.
В обоснование заявленных требований истец Дьячук Т.В. указала, что зарегистрирована и проживает в г. Москве, является попечителем несовершеннолетних ххххххх, которые являются детьми, оставшимися без попечения родителей. 16.11.2020 года истец обратилась через МФЦ в ОСЗН района Преображенское с заявлением о назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживают подопечные ххххххххх. Решениями ОСЗН района Преображенское от 20.11.2020 года N 210900187683 и N 210900187684 отказано в предоставлении указанной государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на получение данной государственной услуги. В обосновании отказа указано, что ежемесячная компенсация попечителю на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении назначается при установлении опеки. При создании приемной семьи указанная компенсационная выплата назначается, если в семье воспитывается трое и более детей. Истец с решениями об отказе от 20.11.2020 года не согласна.
В судебном заседании истец и ее представитель Барашкина К.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УСЗН ВАО г. Москвы по доверенности Сергеева Н.В, представитель третьего лица ДТСЗН г. Москвы по доверенности Абрамова И.С. в судебном заседании заявленные требования не признали по доводам письменных возражений.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит представитель ответчика УСЗН ВАО г. Москвы и представитель третьего лица ДТСЗН г.Москвы по доводам апелляционных жалоб.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика УСЗН ВАО г. Москвы по доверенности Сергееву Н.В, представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы по доверенности Абрамову И.С, возражения истца Дьячук Т.В, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетние хххххххххххх, являются детьми, оставшимися без попечения родителей.
На основании Постановления от 11.06.2010 года N 39-П и постановления от 11.06.2010 года N 40-П муниципалитета ВМО Метрогородок в г. Москве хххххххххх рождения, переданы под опеку Дьячук Т.В. на возмездной основе, местом жительства подопечных определено место жительства опекуна по адресу: г. хххххххх.
С 11.06.2010 года на основании указанных постановлений муниципалитета ВМО Метрогородок в г. Москве обязанности опекуна исполняются Дьячук Т.В. на возмездной основе, 11.06.2010 года с Дьячук Т.В. органами опеки и попечительства ВМО Метрогородок в г. Москве в отношении указанных детей заключен договор о приемной семье.
Место жительство подопечных ххххх на время опеки на возмездной основе определено по месту жительства опекуна Дьячук Т.В, дети зарегистрированы по месту пребывания в жилом помещении по адресу: хххххххх на срок хххххххх.
Истец обратилась через МФЦ в ОСЗН района Преображенское г. Москвы с заявлением на получение ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за телефон. Решениями от 20.11.2020 года N 210900187683 и N 210900187684 истцу отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку форм семейного устройства детей не является "безвозмездной" формой опеки, т.к. передача детей в приемную семью является формой семейного устройства детей на "возмездной основе".
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 123, ч. 1 ст. 152 Семейного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Положением о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП, исходил из того, что истец, являясь опекуном несовершеннолетних, имеет право на получение установленной ст. 17.3 Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживают несовершеннолетние, находящиеся под опекой.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может и приходит к выводу об отмене решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционных жалоб ответчика и третьего лица имеются.
Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" регулирующий отношения по предоставлению семьям с детьми денежных выплат и других мер социальной поддержки, принят в целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми.
В статье 3 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 предусмотрены меры социальной поддержки семей с детьми, к которым, в частности, относятся единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты.
Статьей 7 указанного закона установлены ежемесячные денежные выплаты, в согласно п.12 ч.1 ст.7 Закона г.Москвы от 23.11.2005 N 60 ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги установлена семьям, имеющим трех и более детей.
Согласно ст.17.1. Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим трех и более детей, устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, отчиму, мачехе) независимо от получения данной семьей мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и количества жилых помещений. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим трех и более детей, устанавливается до достижения младшим ребенком возраста 18 лет.
В силу ст. 17.2. Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей, устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, отчиму, мачехе) до достижения младшим ребенком возраста 18 лет.
Таким образом, положениями ст. ст. 17.1, 17.2, 17.3 Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" предусмотрены соответствующие виды компенсационных выплат за оплату жилого помещения, коммунальных услуг, телефона, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством), только семьям, имеющим трех и более детей.
Вместе с тем, общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве урегулированы Законом г.Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве.
В силу ст. 20 Закона г. Москвы от 14.04.2010 N12 государственная поддержка приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, в виде:
1) ежемесячной выплаты вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю в соответствии со статьей 21 настоящего Закона;
2) ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в соответствии с законодательством города Москвы;
3) ежегодного обеспечения детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), приобретаемыми за счет средств бюджета города Москвы, с оплатой проезда к месту лечения (отдыха) и обратно или предоставления компенсации стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно приемными родителями, патронатными воспитателями;
4) выделения один раз в два года путевок для отдыха детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в сопровождении приемного родителя или патронатного воспитателя.
На приемного родителя (приемных родителей), в семье которого (которых) воспитываются (приняты на воспитание) трое или более детей, на патронатного воспитателя, у которого воспитываются (приняты на воспитание) трое детей, распространяются следующие льготы:
1) бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси);
2) возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание (за исключением услуг междугородней и международной связи);
3) возмещение расходов по оплате за жилое помещение, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание, и коммунальные услуги.
Исходя из указанного, к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст.20 Закона г. Москвы от 14.04.2010 N12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", в соответствии с которой, указанная выплата предусмотрена приемному родителю, воспитывающему трое или более детей. Из материалов дела следует, что истец является опекуном двоих детей, соответственно, не имеется оснований для назначения заявленной выплаты.
Таким образом, отказ УСЗН ВАО г. Москвы в назначении истцу Дьячук Т.В. ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором проживают дети, переданные в приемную семью, является законным и основанным на действующем законодательстве.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 30 июня 2021 отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Дьячук Т.В. к УСЗН ВАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за пользование телефоном, признании права на получение указанной выплаты отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.