Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, и судей Васильевой Е.В, Раскатовой Н.Н, при ведении протокола помощником судьи Азаровой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе истца Годарева С.П.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Годарева Сергея Павловича к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании очередником на предоставление жилищных субсидий гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера, признании получателем субсидии, обязании не признания членами семьи для участия в программе, обязании ответчика выписать именной жилищных сертификат, - отказать.",
УСТАНОВИЛА:
Истец Годарев С.П. обратился в суд с иском к ответчику Министерству экономического развития Российской Федерации о признании истца очередником в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 года N 305 "О порядке предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 1 января 2004 года за Администрацией Суоярвского района Республики Карелия; признании истца получателем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 года N 305 "О порядке предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 1 января 2004 года за Администрацией Суоярвского района Республики Карелия по категории пенсионеры; обязании ответчика выписать на его имя именной жилищный сертификат в размере 4.046.988, 00 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает на то, что истец является пенсионером, стаж его работы составляет более 35 лет в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем истец имеет на 100% норматив предоставления жилищной субсидии, в браке не состоит, малолетних детей не имеет. Жилищный сертификат истец желает получить единолично.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 94/пр на II квартира л 2021 года в г. Москве норматив стоимости 1 кв.м. для очередников составляет 122.636, 00 руб, в связи с чем истец полагает, что размер субсидии составляет 4.096.988, 00 руб.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещался судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании суда первой инстанции с заявленными исковыми требованиями не согласились по доводам, указанным в письменных возражениях ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районе Крайнего Севера и приравненных ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 3 указанного Закона N 125-ФЗ предусматривает, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ.
Единый порядок оказания помощи жителям города Москвы в улучшении жилищных условий установлен Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения". Законом определены условия и основания признания жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях или нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ.
Департамент городского имущества города Москвы осуществляет учет граждан - участников подпрограммы ВГО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством
В соответствии с подпунктом "з", "и" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют:
з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, установлено, что регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Необходимым условием для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является соответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии с указанными нормами одним из требований является отсутствие у гражданина жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений не установлены специальными законами, определяющими меры социальной поддержки для таких категорий граждан как Крайний Север.
Понятие и критерии нуждаемости определены Жилищным Кодексом Российской Федерации, а именно: ст. ст. 51, 52, 49 ЖК РФ. Кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что истец является пенсионером, стаж его работы составляет более 35 лет в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем истец имеет на 100% норматив предоставления жилищной субсидии, в браке не состоит, малолетних детей не имеет. Жилищный сертификат истец желает получить единолично.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 94/пр на II квартира л 2021 года в г. Москве норматив стоимости 1 кв.м. для очередников составляет 122.636, 00 руб, в связи с чем истец полагает, что размер субсидии составляет 4.096.988, 00 руб.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно отказал в их удовлетворении, поскольку в силу приведенных норм права обязательным условием получения жилищных субсидий гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является нахождение таких граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствие у них жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Сам истец не отрицал и его представитель подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Ранее он на таком учете состоял, однако был снят с него.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны исключительно на неверном понимании истцом действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Годарева С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.