Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Пильгановой В.М, Рачиной К.А, с участием прокурора Мещерякова И.С, при секретаре Джемгирове М.Э.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Карева В.А. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N2-546/2020), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Карева В. А. в интересах несовершеннолетней ххххх к Федеральной таможенной службе, Центральному таможенному Управлению о взыскании единовременного пособия отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Карев В.А, действующий в интересах несовершеннолетней ххххх года рождения, обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службы России (ФТС России) о взыскании единовременного пособия в размере 3 000 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что его супруга Булат А.С, ххххх года рождения, на основании контракта о службе в таможенных органах РФ проходила службу в Центральной оперативной таможне ЦТУ ФТС РФ (ЦОТ ЦТУ ФТС РФ) в должности уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований. хххх. умерла ххх года. Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России N 18 от 26.11.2015 года заболевание ххххх- "ххххххх", приведшая к смерти ххх - заболевание получено в период военной службы. 19.07.2016 года истец обратился в ЦОТ ЦТУ ФТС РФ с заявлением о выплате единовременного пособия по случаю смерти хххх на основании ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по случаю смерти жены в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, однако, письмом ФТС проинформирован об отсутствии оснований для выплаты пособия.
Протокольным определением от 02 марта 2020 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Центральное таможенное Управление (далее - ЦТУ ФТС РФ), в качестве третьих лиц ЦОТ ЦТУ ФТС РФ и ООО "СК Согласие".
Представитель истца Ащеулов С.Н. в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал, указывая, что имеется причинно-следственная связь между приобретенным заболеванием на службе Булат А.С. и причиной ее смерти.
Представитель ФТС РФ по доверенности Иванова А.С. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ЦТУ ФТС РФ по доверенности Падыганова Л.А. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ЦОТ ЦТУ ФТС РФ по доверенности Селиванова Н.В, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в письменной позиции по делу.
Представитель третьего лица ООО "СК Согласие" в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Карев В.А. по доводам апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2021 года решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 года, оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.
На указанное апелляционное определение истцом Каревым В.А. была подана кассационная жалоба.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебное заседание, назначенное на 14 декабря 2021 года, истец Карев В.А, действующий в интересах несовершеннолетней хххх, третьи лица ООО "СК Согласие", ЦОТ ЦТУ ФТС РФ не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили; истец, воспользовался правом на ведение дела через представителя, предусмотренное ст. 48 ГПК РФ.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц ООО "СК Согласие", ЦОТ ЦТУ ФТС РФ.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия, выслушав объяснение представителя истца по доверенности Ащеулова С.Н, представителя ответчика ЦТУ ФТС России по доверенности Рыбакову К.А, представителя ответчика ФТС России по доверенности Горбачеву Е.Г, заключение прокурора Мещерякова И.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями ст.390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Исходя из изученных материалов дела, доводов апелляционной жалобы, такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления имеются.
Из материалов дела следует, что ххххх года рождения, проходила службу в ЦОТ ЦТУ ФТС России в должности уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований ЦОТ ЦТУ ФТС России, умерла ххххх года.
Приказом ЦОТ от 23 апреля 2015 года. N 78-К служба ххх в таможенных органах Российской Федерации прекращена 18 апреля 2015 года в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи со смертью, не связанной с исполнением служебных обязанностей.
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК ФТС России) N18 от 26 ноября 2015 года заболевание хххх: ххххххххх, приведшее к ее смерти ххххх года - заболевание получено в период военной службы.
Согласно акту служебного расследования ЦТУ ФТС России от 10 июня 2016 года ххх в нарушение Инструкции оперативной группы таможни (приложение к приказу ЦОТ ЦТУ ФТС России от 10 декабря 2014 года N 182 "О создании оперативной группы таможни и порядке ее деятельности") во время несения дежурства в составе оперативной группы, осуществляла несение службы не по месту жительства с обеспечением устойчивой телефонной связи с оперативным дежурным по таможне, а на момент смерти вместе со своим супругом Каревым В.А. находилась в ресторане на свадьбе знакомых.
По данным судебно-медицинской экспертизы, указанным в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 17 мая 2015 года, в момент смерти ххх находилась в состоянии алкогольного опьянения средней степени. Смерть ххх наступила от ххххххх. Судебно-медицинской (химической) экспертизой в крови хххх обнаружен этиловый спирт в концентрации 2, 1 %, в момент смерти хххх находилась в состоянии алкогольного опьянения средней степени.
19.07.2016 года истец обратился в ЦОТ ЦТУ ФТС РФ с заявлением о выплате единовременного пособия по случаю смерти ххххх на основании ст. 12 ФЗ N 283-ФЗ от 30.12.2012 года по случаю смерти жены в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы.
Комплект документов о выплате пособия членам семьи хххх направлен ЦТУ в адрес ГУТО ФТС России письмом от 28 июля 2016 года для проведения проверки поступивших документов.
Письмом ГУТО ФТС России от 12 августа 2016 года у ЦТУ запрошены копии документов, указанных в акте служебного расследования, копия решения начальника таможенного органа, в соответствии с пунктом 10 приказа ФТС России от 06 августа 2013 года N 1452 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей", а также документы, необходимые для уточнения обстоятельств происшествия, указанных в акте служебного расследования, и информации, указанной в медицинских документах.
Письмом ЦТУ от 26 августа 2016 года запрошенные документы предоставлены в распоряжение ГУТО ФТС России за исключением копии решения начальника таможенного органа о выплате пособия родственникам хххххх и медицинских документов по факту обращения хххххх в Центральную поликлинику ФТС России с жалобами на боли в области сердца.
Письмом от 08 сентября 2016 года ГУТО ФТС России повторно запросило у ЦТУ копию решения начальника таможенного органа в соответствии с пунктом 10 вышеуказанного приказа ФТС России от 06 августа 2013 года N 1452, а также указало о проведении повторного служебного расследования по факту смерти хххххв связи с отсутствием в акте служебного расследования ЦТУ от 10 июня 2016 года заключения комиссии о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи заболевания, приведшего к смерти ххххх, с исполнением служебных обязанностей с приложением заключения судебно-медицинской (химической) экспертизы о нахождении хххххх в момент смерти в состоянии алкогольного опьянения средней степени и медицинских документов по факту ее обращения в Центральную поликлинику ФТС России с жалобами на боли в области сердца.
Письмом ЦТУ от 30 сентября 2016 года N01-31/20760 в ГУТО ФТС России поступили документы, из которых следует, что повторным заключением комиссии по служебному расследованию случая с хххххх (акт служебного расследования от 22 сентября 2016 года) вновь не был сделан вывод о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи заболевания, приведшего к смерти ххххх, с исполнением служебных обязанностей, а заключение комиссии по служебному расследованию о том, что смерть ххххххх наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, не подтверждено в установленном порядке медицинскими документами.
Письмом ФТС России от 23 марта 2017 года в адрес истца направлен ответ на его заявление, в котором он проинформирован о том, что отсутствуют основания для выплаты спорного пособия.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи смерти ххххх с исполнением ею служебных обязанностей, доказательств приобретения заболевания "вторичной кардиомиопатии" в период прохождения службы в таможенных органах, а также доказательств признаков заболевания в период прохождения службы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также указал на наличие вступившего в законную силу судебного постановления, которым Кареву А.В. отказано в удовлетворении административного иска к Руководителю Федеральной таможенной службы РФ Булавину В.И, исполняющему обязанности начальника Главного управления тылового обеспечения Шушкину Ю.А, начальнику Центральной оперативной таможни Жукову С.В. о признании действий (бездействий) незаконными, обязании ФТС России произвести установленные законодательством выплаты.
С указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия согласится не может, исходя из следующего.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч.10 ст.12).
Во исполнение указанной нормы приказом ФТС России от 06 августа 2013 года N 1452 утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядок выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей.
В пункте 3 Правил приведен перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ.
Согласно п.9 указанных правил, сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность.
Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (п.10)
Пунктом 12 установлено, что письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 18 - 21 и 23 настоящих Правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.
Главное финансово-экономическое управление ФТС России на основании запроса регионального таможенного управления, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, и при наличии лимитов бюджетных обязательств в срок не более 10 рабочих дней обеспечивает выделение денежных средств для финансирования расходов на выплату пособий и сумм, предусмотренных частями 2, 4, 5 и 7 статьи 12 Федерального закона (пункт 13 Правил).
Начальник таможенного органа по месту службы потерпевшего при внесении изменений в лимиты бюджетных обязательств таможенных органов издает приказ о выплате пособий, компенсаций и сумм возмещения имущественного ущерба (пункт 14 Правил).
Согласно п.18 Правил для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника членами семьи погибшего (умершего) сотрудника и его иждивенцами представляются: а) заявление о выплате единовременного пособия от каждого члена семьи погибшего (умершего) сотрудника и его иждивенца, при этом несовершеннолетние дети включаются в заявление супруги(а); б) заверенная в соответствии с установленным порядком копия (далее - копия) приказа о прекращении службы в таможенных органах в связи со смертью сотрудника; в) копия акта служебного расследования; г) копия заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника; д) справка кадрового подразделения о составе семьи погибшего (умершего) сотрудника с указанием степени их родства и иждивенцев; е) копия свидетельства о смерти сотрудника; ж) копия свидетельства о рождении погибшего (умершего) сотрудника; з) копия свидетельства о браке; и) копии свидетельств о рождении детей и прочее.
Таким, образом, исходя из содержания п.1 ч.2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего спора являются: наступление смерти действующего сотрудника таможенных органов, наступление смерти вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Как уже указано, ранее Карев В.А. обращался в Дорогомиловский районный суд г. Москвы с административным иском к Руководителю Федеральной таможенной службы Российской Федерации Булавину В.И, исполняющему обязанности начальника Главного управления тылового обеспечения Шушкину Ю.А, Начальнику Центральной оперативной таможни Жукову СВ. о признании действий (бездействия) незаконными, обязании ФТС России произвести установленные законодательством выплаты (трех миллионов рублей в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и просил признать незаконными: бездействие начальника Центральной оперативной таможни Жукова СВ, выразившееся в не выплате причитающих членам семьи хххх компенсационных и иных выплат, в срок, установленный действующим законодательством: действия исполняющего обязанности начальника Главного управления тылового обеспечения ФТС России Шушкина Ю.А, выразившиеся в не направлении документов по выплате компенсационных и иных выплат в Главное финансово-экономическое управление ФТС России в установленные законодательством сроки; действия заместителя начальника Управления - начальника тыловой службы Кормановского В.М, выразившиеся в принятии решения о наступлении смети хххх не при исполнении служебных обязанностей, в виду наличия ранее принятого решения непосредственного начальника о наличии оснований для перечисления компенсационных выплат; обязании ФТС России произвести установленные законодательством выплаты, полагающиеся Кареву В.А. и его несовершеннолетней дочери хххххххххх года рождения.
При рассмотрении указанного административного иска было установлено, что акт служебного расследования не содержал вывода о наличии причинно-следственной связи смерти ххххх с исполнением служебных обязанностей, служба ххххх в таможенных органах Российской Федерации прекращена 18 апреля 2015 года в связи со смертью, не связанной с исполнением служебных обязанностей, заключение ЦВВК ФТС России от 26.11.2015 года N 08-416/105 N18 с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" вынесено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" для случаев если "увечье, заболевание получено сотрудником в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствовался положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, согласно которым, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором, участвуют те же лица.
Однако, с применение положений ст. 61 ГПК РФ в данном случае согласиться нельзя, поскольку ранее Каревым В.А. заявлялся административный иск о признании незаконными конкретных действий (бездействии) должностных лиц таможенной службы, предметом проверки суда по ранее рассмотренному спору являлись порядок и процедура принятия должностными лицами таможенных органов решения об отказе в выплате единовременного пособия, в то время как вопросы права предметом исследования судов не являлись. Ранее состоявшимися судебными постановлениями не установлены конкретные факты и обстоятельства, освобождающие истца от доказывания по настоящему спору, основываясь на указанном выше вступившем в законную силу судебном акте, суд первой инстанции не дал фактической оценки иных доказательств по делу.
Проверяя доводы истца о наличии у него права на выплату единовременного пособия, судебная коллегия исходит из следующего.
Так, наступление смерти ххххх подтверждается, представленным в материалы дела свидетельством о смерти и сторонам не оспаривается.
Наступление смерти ххххх вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы подтверждается заключением ЦВВК ФТС России N18 от 26 ноября 2015 года в соответствии с которым, заболевание хххххх "ххххх", приведшее к смерти хххххх года - заболевание, полученное в период военной службы.
Данное заключение в установленном законом порядке не оспорено, не отменено.
Вместе с тем, в материалах дела не имеется сведений о наличии у хххххх каких-либо хронических заболеваний при поступлении на службу в октябре 2014 года, в том числе заболеваний сердца.
При этом, из акта служебного расследования от 10.06.2016 года следует, что за полгода до дня смерти хххххх начала жаловаться на боли в груди в области сердца, что ей тяжело дышать, в связи с чем обращалась в поликлинику ФТС России.
Исходя из указанного выводы суда первой инстанции на отсутствие доказательств приобретения заболевания "ххххх" в период прохождения службы, судебная коллегия полагает необоснованными, решение суда подлежащим отмене с принятием нового об удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истцом были соблюдены требования п.18 Правил выплаты единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей N1452 от 06 августа 2013 года, предоставлено заключение ЦВВК ФТС России N18 от 26 ноября 2015 года, согласно которому "ххххх", приведшее к смерти хххх - заболевание, полученное в период военной службы, требования истца подлежат удовлетворению.
Определяя сумму единовременного пособия, судебная коллегия руководствуется положениями ч.9 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в соответствии с которой, размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2014 N1609 "Об индексации в 2015 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы, и гражданам, проходившим военные сборы" исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", должна осуществляться индексация единовременных пособий, установленных частями 2 и 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с применением коэффициента 1, 055; в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2014 N 554 к указанной выплате подлежал применению коэффициент 1, 05; в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 333 к указанной выплате подлежал применению коэффициент 1, 055.
Таким образом, с учетом коэффициентов индексации, установленных Правительством РФ, подлежащая взысканию в пользу истца сумма единовременного пособия, предусмотренная ч.2 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, составит 3 506 028, 75 руб. (3000000х1, 055х1, 055х1, 055= 3 506 028, 75 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Федеральной Таможенной службы в пользу Карева В.А, действующего также в интересах несовершеннолетней хххххххх, единовременное пособие в размере 3 506 028 рублей 75 копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.