Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б., судей Коневой С.И., Смолиной Ю.М., при секретаре Цыганковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кориковой... к МИД России о признании незаконным решения, обязании оказать социальную помощь (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-45/2021)
по апелляционной жалобе административного истца на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя административного ответчика МИД РФ по доверенности Грекалова А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корикова Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИД России, в котором просила признать незаконным отказ в оказании ей социальной поддержки (помощи), возложить на МИД России обязанность произвести за период с 29 мая по 30 июня 2020 года выплату помощи, предназначенной гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможность вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; возместить судебные расходы.
В обоснование доводов указала, что в период с 24.02.2020 года по 04.07.2020 года находилась на территории иностранного государства, не могла вернуться в Россию (02.04.2020 года) по заранее купленным билетам в связи с прекращением международного сообщения Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
До 28.05.2020 г. ей выплачивалась социальная помощь; в дальнейшем выплата была приостановлена, что административный истец полагала незаконным, поскольку она продолжала находиться на территории иностранного государства и нуждалась в социальной поддержке.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Корикова Л.М. просит решение суда отменить, поскольку считает, что приведенным ею доводам не было дано надлежащей оценки в соответствии с нормами права, регулирующими рассматриваемые правоотношения.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика по доверенности Грекалова А.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
В целях реализации мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции постановлением Правительства Российской Федерации N 433 от 03.04.2020 года утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - Положение, помощь).
Согласно пункту пункт 6 названного Постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 30 июня 2020г. включительно.
Согласно пунктам 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Данным Положением подробно регламентировался порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 433 подача заявления об оказании помощи предполагалась на едином портале государственных и муниципальных услуг в электронной форме заявления.
При рассмотрении административного дела установлено, что в период с 24.02.2020 г. по 04.07.2020 г. Корикова Л.М. находилась за границей по гостевой визе, город пребывания Ганновер; запланированный на 02.04.2020г. вылет в Российскую Федерацию был отменен в связи с коронавирусной инфекцией.
В связи с заявлением истца N.., поступившим в МИД России из Минкомсвязи 29 апреля 2020 года, Корикова Л.М. решением Комиссии МИД России была включена в списки на оказание социальной поддержки; за период с 30.04.2020г. по 28.05.2020г. административному истцу были начислены и выплачены денежные средства на общую сумму сумма
С 29 мая 2020 года Корикову Л.М. перестали включать в списки на оказание социальной помощи ввиду того, что в материалах, дополнительно поступивших из Минкомсвязи России по заявлению административного истца (за N...) отсутствовали сканы (образы) документов, удостоверяющих личность заявителя, предоставление которых являлось обязательным.
Также установлено, что административный истец, 03.07.2020г. пройдя регистрацию на рейс в Российскую Федерацию, 04 июля 2020 года возвратилась на родину.
Административный истец обращалась в контактный центр портала Госуслуг по вопросу приостановления выплат, а также 27.07.2020г. в МИД России с претензией.
В ответе административного ответчика от 13.08.2020г. указано на сроки оказания социальной поддержки (помощи) по Постановлению Правительства от 03.04.2020года N 433, прекращение выплат социальной помощи и работы Комиссии МИД России по рассмотрению заявлений граждан в рамках упомянутого нормативного правового акта.
Разрешая спор, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований; исходил при этом из того, что действия административного ответчика нельзя полагать не соответствующими законодательству; кроме того, суд отметил, что Корикова Л.М. 04 июля 2020 года вернулась на родину, в связи с чем на МИД России не может быть возложена обязанность произвести ей указанные выплаты; оказание помощи после возвращения гражданина на территорию Российской Федерации не допускается.
Оснований не согласиться с данными выводами суда, имея в виду строго целевое предназначение указанной меры социальной помощи (исключительно гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможность вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции), а также определенные Правительством РФ сроки ее выплаты, судебная коллегия не находит; напротив, признает, что они соответствуют нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения и правильно примененным судом при разрешении спора, и фактическим обстоятельствам дела; подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку суда сообразно статье 84 КАС РФ.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов; судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации); а потому в условиях, когда такое, в том числе с учетом установленных законодателем при реализации собственных дискреционных полномочий условий, категории получателей и сроков оказания такого рода социальной помощи, не представляется возможным, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют.
При таких данных, судебная коллегия находит принятое судом решение законным и обоснованным; с учетом временного характера принятых мер, суд правильно исходил из того, что заявленные Кориковой Л.М. требования являются необоснованными, так как предусмотренные Положением меры не предоставляются после возвращения заявителя в Российскую Федерацию.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений законодательства не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Выражая несогласие с решением, Корикова Л.М. вновь ссылается на необоснованное невключение ее в списки на оказание социальной помощи с 29 мая 2020 года, ссылается на представление при подаче заявления по утвержденной электронной форме скан-образа предусмотренных Положением документов, в частности, удостоверяющих личность.
Эти доводы заявителя вышеизложенного не опровергают и во внимание быть приняты не могут; Корикова Л.М. не учитывает целей и задач Положения, направленного на временное поддержание граждан Российской Федерации, оказавшихся на территории иностранного государства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не связывающего предоставление помощи ни с какими иными обстоятельствами, кроме самого факта нахождения за пределами Российской Федерации в период введенных мер против распространения коронавирусной инфекции.
По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кориковой Л.М. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.