Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Агаевой Г.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-65/2021 по административному иску Михалевой Людмилы Владимировны к ГКУ "Администратор Московского парковочного пространства", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов
по апелляционной жалобе административного истца Михалевой Л.В. на решение Савеловского районного суда адрес от 16 февраля 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Михалева Л.В, уточнив заявленные требования, обратилась в суд с административным иском к ГКУ "Администратор Московского парковочного пространства" (далее - ГКУ "АМПП"), Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что является собственником транспортного средства марки марка автомобиля, цвет белый, регистрационный знак ТС. Указанным транспортным средством постоянно пользуется мать истца фио, которая является инвалидом... группы бессрочно. Автомобиль для матери истца является жизненно важным средством передвижения. В связи с имеющимся заболеванием она вынуждена постоянно посещать врачей, проходить реабилитацию в медицинских учреждениях. На парковку автомобиля на платных парковках для инвалидов без платы имеется разрешение, что подтверждается уведомлением ГКУ АМПП от 7 августа 2019 года N0121882 2019 "О внесении в реестр парковочных разрешений инвалидов адрес". Согласно уведомлению разрешение является бессрочным. Вместе с тем, по месту регистрации истца стали поступать постановления ГКУ АМПП о нарушении п. 2 ст. 8.14 Кодекса адрес об административных правонарушениях. Размещение автомобиля на платных парковках было законным, а привлечение истца к ответственности за административное правонарушение было неправомерным, так как автомобилем пользуется мать истца, на имя которой имеется разрешение на парковку. Периодически мать истца оставляет автомобиль около дома, в котором проживает, на парковке около дома, на которой отсутствуют специальные места парковки для инвалидов. На стоянках около социальных и медицинских учреждений имеются места, предназначенные для парковки автомобилей инвалидов, но они постоянно заняты. В связи с этим, возможно, матерью и были совершены административные правонарушения, но это являлось необходимостью, так как свободные места, на которых можно оставить автомобиль инвалиду, вынужденному посещать медицинские социальные учреждения, отсутствуют. На основании постановлений ГКУ АМПП о нарушении п.2 ст.8.14 Кодекса адрес об административных правонарушениях мировым судьей судебного участка N294 адрес были также вынесены постановления об административных правонарушениях.
Административный истец вынуждена тратить свое время и денежные средства на восстановление своих нарушенных прав. Действиями ГКУ АМПП истцу был причинен значительный моральный вред. На основании изложенного, административный истец просила признать незаконными действия (бездействие) ГКУ АМПП по привлечению ее к ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных п. 2 ст. 8.14 Кодекса адрес об административных правонарушениях; взыскать с казны адрес в лице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес компенсацию морального вреда в размере сумма, расходы по оплате юридической помощи.
Решением Савеловского районного суда адрес от 16 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Михалевой Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Михалева Л.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГКУ "АМПП" по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Михалева Л.В. является собственником автомобиля марки марка автомобиля, цвет белый, регистрационный знак ТС.
На основании постановлений от 4 октября 2018 года N0355431010118100400010450, от 29 сентября 2018 года N0355431010118092900029177, от 14 сентября 2018 года N0355431010118091400075529, от 15 ноября 2018 года N0355431010118111500059354, от 28 ноября 2018 года N0355431010118112800058326, от 17 сентября 2018 года N0355431010118091700022430, от 24 октября 2018 года N0355431010118102400057767, от 26 сентября 2018 года N0355431010118092600028875, от 22 ноября 2018 года N0355431010118112200036593, вынесенных должностными лицами ГКУ АМПП, Михалева Л.В. за нарушение п.2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N289-ПП "Об организации платных городских парковок в адрес", признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных п.2 ст.8.14 Кодекса адрес об административных правонарушениях, ей назначены административные наказания в виде штрафов.
Как установлено судом, жалобы на указанные постановления в ГКУ АМПП в установленном порядке не поступали, информация об обжаловании постановлений в судебном порядке отсутствует, таким образом, названные выше постановления вступили в законную силу, были направлены для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Денежные средства в счет оплаты штрафов по постановлениям по делам об административных правонарушениях поступили в ГКУ АМПП от МОСП по ВАШ N 8 УФССП России по Москве.
Обращений от фио JI.B. о возврате денежных средств в ГКУ АМПП не поступало.
В ходе судебного разбирателства также установлено, что в отношении Михалевой Л.В. на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ были составлены протоколы об административных правонарушениях, которые направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка N294 адрес.
По запросу фио JI.B. от имени фио от 25 июля 2019 года N2208372-2019, поданному в адрес Перово адрес, в реестр парковочных разрешений инвалидов адрес была внесена запись о парковочном разрешении инвалида от 7 августа 2019 года N 0121882-2019 в отношении транспортного средства с регистрационный знак ТС. Срок действия парковочного разрешения инвалида N 0121882-2019 был установлен с 8 августа 2019 года бессрочно.
Согласно пунктам 2.1, 2.1.4 Распоряжения Правительства Москвы "О создании Государственного казенного учреждения адрес "Администратор Московского парковочного пространства" от 15 октября 2012 года N 615-РП основной целью деятельности ГКУ "АМПП" является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение создания и функционирования объектов единого парковочного пространства, в том числе по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.14 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", а также мероприятий по осуществлению перемещения на специализированные стоянки, хранения и возврата транспортных средств в адрес, задержанных в соответствии со ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с возложением на него функций государственного заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности; осуществление мероприятий по техническому оформлению административных материалов в случае фиксации административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренных Законом адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", совершенных с использованием транспортных средств, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В силу пунктов 2.1, 2.1.3 Правил пользования платными городскими парковками и размещения на них транспортных средств, а также порядок платы за размещение транспортных средств на платных городских парковках, утвержденных приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес от 1 августа 2019 года N 61-02-343/9, размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным с даты введения в действие таких территориальных зон в установленном порядке, за исключением бесплатного размещения: автотранспортных средств инвалидов (в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов), а также автотранспортных средств законных представителей ребенка-инвалида и в автотранспортных средств иных лиц, перевозящих инвалидов в случаях, предусмотренных федеральным законом и пунктом 4 Постановления, - на местах для парковки только автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, а в случае, если в отношении одного и того же автотранспортного средства одновременно действуют резидентное парковочное разрешение и парковочное разрешение инвалида, - на любых парковочных местах городских парковок, расположенных на территории района адрес, на который распространяется действие резидентного парковочного разрешения, за исключением специальных парковочных мест для грузового транспорта и специальных парковочных мест для автобусов.
Частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I,... групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что Михалева Л.В. привлекалась к административной ответственности за нарушение правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, соответствующие постановления по делам об административных правонарушениях изменены либо отменены не были, вступили в законную силу, при этом запись о парковочном разрешении инвалида в отношении транспортного средства с регистрационный знак ТС в реестр парковочных разрешений инвалидов адрес была внесена лишь 7 августа 2019 года N0121882-2019.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо незаконных действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы административного истца, должностными лицами ГКУ АМПП допущено не было, в связи с чем в удовлетворении административного иска Михалевой Л.В. отказал.
Поскольку в удовлетворении основных требований административному истцу отказано, суд правомерно отказал в удовлетворении требований Михалевой Л.В. о компенсации морального вреда, а также взыскании судебных расходов.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что она неправомерно привлекалась к административной ответственности за неуплату за размещение транспортного средства на платных городских парковках, не могут быть приняты во внимание, поскольку сведений о том, что вынесенные в отношении Михалевой Л.В. постановления по делам об административных правонарушениях обжалованы и в установленном порядке отменены, материалы дела не содержат, в апелляционной жалобе не приведены.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что проверка законности постановлений по делу об административных правонарушениях осуществляется по правилам главы 30 КоАП РФ, а не КАС РФ.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михалевой Л.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.