Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционным жалобам административного истца фио, представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес - фио на решение Тверского районного суда адрес от 19 апреля 2021 года, которым постановлено:
"административный иск фио о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу фио компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес в размере сумма.
В удовлетворении административного иска фио в большем размере отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио Т.Ф. обратился в суд с административным иском, в котором просит присудить компенсацию в общей сумме сумма за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания под стражей в следственных изоляторах адрес, конвойном помещении Тверского районного суда адрес, а также при многократном конвоировании (транспортировке) специальным автотранспортом из следственных изоляторов в суд и обратно.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят административный истец и представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца фио, представителя УФСИН России по адрес - фио, представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес - фио, представителя ГУ МВД России по адрес - фио, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив решение, судебная коллегия находит, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из материалов настоящего административного дела следует, что в связи с производством по уголовному делу, возбужденному по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160, ст. 196 УК РФ, фио в период с 27 марта 2016 года по 21 января 2018 года содержался под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес, в последующем до 13 августа 2019 года содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес.
Приговором Тверского районного суда адрес от 05 марта 2019 года фио осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 160; ч. 5 ст. 33, ст. 196 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Время содержания под стражей с 22 марта 2016 года по день вступления приговора в законную силу зачтено в срок отбывания наказания из расчета один день за полтора для отбывания наказания.
фио Т.Ф. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес с 27 марта 2016 года в камере N 3, с 29 марта 2016г. в камере N 502.
По камере 502 предоставлены сведения о том, что ее площадь составляет 32, 3 кв.м, оборудована 8 спальными местами, санитарным узлом, отгороженным от общей зоны перегородками с дверью, в камере, в том числе имеется холодильник, телевизор, камера имеет 2 оконных проема. В материалы дела представлены фотографии камеры.
В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес фио содержался с 21 января 2018 года в камере N286.
Площадь камеры N 286 составляет 12, 5 кв.м и оборудована 4 спальными местами, административным истцом не оспаривалось, что количество содержащихся в камере лиц соответствовало количеству спальных мест, при этом фио ссылается на нарушение санитарной площади.
Камера N 286 оборудована санитарным узлом площадью 0, 63 кв.м, отгороженным от общей зоны перегородками. За вычетом площади, занятой санузлом, норма санитарной площади, приходящейся на одного человека с учетом содержания 4 человек составляет менее 3 кв.м.
В камере N 286 имеется окно, оборудована приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией, освещение в камере оборудовано в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов ФСИН России СП15-01 и требованиями СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение".
Согласно представленным актам комиссионного обследования температура воздуха в камерных помещениях в холодное время года составляла не менее 22 С.
фио Т.Ф. был обеспечен прогулками продолжительность в течение 1 часа, что соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ.
По обращениям фио ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес предоставлялись дополнительные прогулки 21 февраля 2018 года, 16 сентября 2018 года, 01 ноября 2018 года, журналы учета прогулок представлены в материалы дела, подтверждение иных обращений фио за дополнительными прогулками не представлено.
Перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях фио обеспечивался сухим пайком, в подтверждение представлены ведомости выдачи индивидуального рациона питания, списки лиц на получение суточного сухого пайка.
Из материалов дела также следует, что фио в период содержания под стражей многократно (боле 60 раз) конвоировался из следственных изоляторов для участия в судебных заседаниях, его конвоирование (транспортировка) осуществлялось конвойными подразделениями ГУ МВД России по адрес в спецавтомобилях марок: марка автомобиля НЗ (АЗ), марка автомобиля (АЗ), марка автомобиля (АЗ), марка автомобиля, марка автомобиля, 3307, 3309, изготовленных в соответствии с Правилами стандартизации "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Специальные технические требования ПР 78.01.0024-2010).
Размеры камер спецавтомобилей, в которых конвоировался фио, соответствовали требованиям законодательства, представленными в материалы дела актами комиссионного обследования спецавтомобилей, маршрутными ведомостями, путевыми журналами, постовыми ведомостями подтверждается, что к перевозке допускались исправные транспортные средства, количество перевозимых лиц не превышало предусмотренной техническими характеристиками транспортных средств нормы.
Конвойные помещения и залы судебных заседаний в здании Тверского районного суда адрес располагавшегося до сентября 2018 года по адресу: адрес, соответствовали положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 02 декабря 1999 года N 154, который действовал на момент оборудования данных зданий. Указанным Сводом правил было предусмотрено, что в целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел должны быть установлены металлические заградительные решетки высотой 220 см, ограждающие с четырех сторон место для содержания подсудимых во время проведения судебных процессов.
С сентября 2018 года Тверской районный суд адрес располагается в новом здании, конвойные помещения и залы судебных заседаний соответствуют Своду правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденных приказом Госстроя от 25 декабря 2012 года N 111/ГС. Залы судебных заседаний для слушания уголовных дел, размещения лиц, содержащихся под стражей, оборудованы светопрозрачной защитной кабиной из прочного стекла.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по запросу суда о предоставлении книг количественной проверки лиц, содержащихся под стражей в спорный период, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес соответствующие документы не представлены, по результатам проведенной в следственном изоляторе служебной проверки выявлено отсутствие соответствующих документов, в связи с чем ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес не представлены доказательства, опровергающие доводы административного истца о не соблюдении в некоторые периоды времени нахождения надлежащих условий содержания под стражей, в частности соблюдения установленной нормы санитарной площади в камерах. Кроме того, в период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес имело место нарушение условий содержания фио в части нормы санитарной площади, приходящейся на одного человека, в связи с чем пришел к выводу о взыскании в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере сумма
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся под стражей, регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного человека в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в адрес 30 августа 1955 года) (далее - Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил).
Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1 Правил).
Пунктами 15, 16 Правил предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что все заключенные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют ежедневно право по крайней мере на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода.
Оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, должно соответствовать Правилам оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья", Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н.
Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, камеры СИЗО оборудуются:
- одноярусными или двухъярусными кроватями;
- столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере;
- шкафом для продуктов;
- вешалкой для верхней одежды;
- полкой для туалетных принадлежностей;
- зеркалом, вмонтированным в стену;
- бачком с питьевой водой;
- подставкой под бачок для питьевой воды;
- радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
- урной для мусора;
- тазами для гигиенических целей и стирки одежды;
- светильниками дневного и ночного освещения.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Согласно пункту 40 Правил N 189 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
- спальным местом;
- постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
- постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
- полотенцем;
- столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой;
- одеждой по сезону (при отсутствии собственной);
- книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Пунктом 45 Правил N 189 предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
Также в соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 189 подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце.
Специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, относятся к транспортным средствам, которые используются учреждениями уголовно-исполнительной системы для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании.
Спецавтомобили изготавливаются на базе грузового автомобиля (шасси), на них устанавливается специальный кузов, в котором оборудуются: помещение караула, камера для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление), которое действует в редакции Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 94. В подпункте 6.1 приложения 6 к Наставлению приведены минимальные размеры камер и туалетной кабины спецавтомобилей для спецконтингента (ширина одиночной камеры 500 мм, глубина 650 мм; ширина общей камеры определяется длиной сидений, глубина 650 мм или 1150 мм (для камеры с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры 1300 мм), а также примеры наиболее распространенных планировок рабочего салона спецавтомобилей с различным сочетанием общих и одиночных камер.
В Наставлении приведены минимальные размеры камер и туалетной кабины в соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятым и введенным в действие 14 октября 2010 года (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 01 июня 1999 года).
Согласно стандарту отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятому и введенному в действие 14 октября 2010 года (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 01 июня 1999 года), спецавтомобили предназначены для перевозки только сидящих людей; минимальные размеры камер спецавтомобилей для спецконтингента составляют: одиночной - ширина 500 мм, глубина 650 мм; общей - ширина определяется длиной сидений (из расчета 450 мм на одно посадочное место), глубина 650 мм или 1150 мм (для камеры с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры 1300 мм) (пункты 4.5, 5.4).
Установив изложенные обстоятельства дела, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии законных оснований для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку достоверных доказательств, с бесспорностью опровергающих нарушение установленных условий содержания фио под стражей в период его пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес и его транспортировке в ходе судебного разбирательства не представлено. Вопреки утверждениям административных ответчиков о якобы полном соответствии условий содержания истца всем предъявляемым требованиям, доказательств, подтверждающих данные доводы административными ответчиками в адрес суда не представлено.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными, в том числе по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Доводы административного истца о несправедливом размере присужденной компенсации судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку полагает, что предъявленная к взысканию административным истцом сумма в размере сумма является чрезмерно завышенной, в связи с чем, оценивая характер и продолжительность нарушения, делает вывод о том, что судом первой инстанции обоснованно присуждена компенсация в размере сумма, как соответствующая степени допущенного нарушения, с учетом всех обстоятельств дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.