Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Мироновой Ю.К, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Волковой И.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года по административному делу N 2а-155/2021 по административному исковому заявлению Волковой И.И. к Банку России о признании приказа незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Волкова И.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказ Банка России от 17.01.2019 года N ОД-85 об исключении АО МФК "Городская Сберкасса" из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Считает такой приказ незаконным и нарушающим ее права как потребителя финансовых услуг.
Полагает, что в связи с изданием данного приказа созданы препятствия для реализации ее права как стороны договора займа.
Также считает, что при принятии оспариваемого решения необоснованно были учтены сведения о деятельности микрофинансовой организации осуществляемой до 17.01.2018 года.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда, поскольку полагает, что суд первой инстанции неправильно определилпредмет заявленного спора и обстоятельства, имеющие значение для дела. Также полагает, что не доказан факт неоднократного нарушения микрофинансовой организацией порядка осуществления деятельности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО МФК "Городская сберегательная касса" являлось микрофинансовой организацией, о чем в государственный реестр микрофинансовых организаций 11.08.2011 года были внесены соответствующие сведения.
С 31.07.2018 года по 13.09.2018 года Банком России была проведена плановая проверка деятельности АО МФК "Городская сберегательная касса" за период с 01.10.2017 года по 12.09.2018 года, в ходе которой были выявлены неоднократные в течение года нарушения порядка и условий привлечения денежных средств, соблюдения нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, порядка составления и представления отчетности и достоверности учета (отчетности).
По результатам проверки в связи с наличием нарушений, допущенных неоднократно в течении года, Банком России Приказа 17.01.2019 года издан приказ N ОД-85 об исключении АО МФК "Городская сберегательная касса" из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности, поскольку установил, что оспариваемый приказ был издан при наличии к тому оснований и в пределах полномочий, предоставленных Банку России.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного истца о нарушении оспариваемым приказом ее прав и законных интересов, поскольку пришел к обоснованному выводу о том, что исключение сведений о микрофинансовой компании из государственного реестра микрофинансовых организаций не влечет прекращение обязательств такой компании перед административным истцом.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии со Статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет проверку деятельности некредитных финансовых организаций, и применяет к ним соответствующие меры.
В силу ст. 14 Федерального закона от 2 июля 2010 года " 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона.
Банк России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций.
Согласно п. 8 ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона Банк России исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций, в предусмотренных Законом случаях.
В соответствии с ч. 1.1 статьи 7 Закона указанного Федерального закона о снованием для исключения сведения о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций являются, в том числе: неоднократное в течение года нарушения микрофинансовой организацией требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей части; неоднократное нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом; неоднократного в течение года представления микрофинансовой организацией существенно недостоверных отчетных данных; неоднократное в течение года снижение собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже минимального значения, установленного настоящим Федеральным законом, или в случае, если размер собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных дней.
Из акта проверки, составленного 04.09.2018 года следует, следует что
был установлен факт заключения АО МФК "Городская Сберкасса" договора микрозайма с ИП Демченко И.А, сведения о котором о т с утствовали в о тчетности по форме 0420840, представленной по состоянию на 31.03.2018 года и на 30.06.2018 года, что не отрицалось Обществом
Порядок определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных, представляемых микрофинансовыми организациями определен в соответствии с Указанием Банка России от 27 октября 2016 г. N 4168-У.
В соответствии с п. 2.6 указанного Порядка наличие сведений об отсутствии выданного микрозайма при установлении Банком России факта выдачи такого микрозайма при условии, что расхождение составляет более одной тысячи рублей является существенным и свидетельствует о недостоверности отчетных данных.
Таким образом, Обществом неоднократно в течение года допускалось представление недостоверных отчетных данных.
Кроме того, было установлено не соблюдени е нормативов достаточности собственных средств и ликвидности.
Часть 2 пункта 5.3 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" обязывает микрофинансовые организации соблюдать экономические нормативы, установленные настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.
Содержание этих нормативов, порядок их расчета и применения раскрывает указание Банка России от 24 мая 2017 г. N 4382-У "Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций".
В соответствии с п. 2.2 указанного Порядка является существенным и свидетельствует о недостоверности отчетных данных несоблюдение микрофинансовой компанией экономических нормативов, рассчитанных в соответствии с Указанием Банка России от 24 мая 2017 года N 4382-У.
Такие нарушения допускались неоднократно в течении года.
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения порядка и условий предоставления займов, условия по которым не соответствуют сложившейся рыночной практике.
В том числе выявлено: отсутствие у Общества первичных документов, подтверждающих доходы заемщика, а также целевое использование предоставленных денежных средств в рамках договоров займа; отсутствие у заемщиков подтвержденных источников для исполнения основного долга и процентов по договорам займа; отсутствие первичных документов, подтверждающих доходы заемщика; факты исполнения обязательств по погашению основного долга и уплате процентов в конце срока договора, несмотря на их долгосрочный характер; непокрытие стоимостью предмета залога величины задолженности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы законным интересам потребителей финансовых услуг, а именно инвесторов.
Учитывая, что АО МФК "Городская Сберкасса" неоднократно в течении года допускались нарушения установленного порядка осуществления деятельности, то Банком России был обоснованно издан оспариваемый приказ об исключении АО МФК "Городская сберегательная касса" из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Доводы административного истца об обратном не свидетельствуют и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой И.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.