Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича
судей С.И. Коневой, Н.С. Кирпиковой, при секретаре И.В. Бондарь, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе У.М. Ким на решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2021 года по административному иску У.М. Ким к ГУ МВД России по г. Москве об оспаривании заключения о признании У.М. Ким не приобретшей гражданство Российской Федерации
УСТАНОВИЛА:
заключением УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 20 апреля 2020 года, утвержденного начальником ГУ МВД России по г. Москве, У.М. Ким признана не приобретшей гражданство Российской Федерации, а паспорта гражданина Российской Федерации (в том числе заграничные), оформленные 6 сентября 2004 года, 9 декабря 2005 года, 17 ноября 2008 года и 30 сентября 2013 года объявлены в розыск, как выданные в нарушение установленного порядка.
У.М. Ким оспорила указанное заключение, сославшись на то, что гражданство Российской Федерации было ей приобретено в порядке регистрации на основании п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г, а выводы в оспариваемом заключении не соответствуют действительности.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Об отмене решения просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
Административный истец У.М. Ким и ее представитель адвокат фио в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ГУ МВД России по г. Москве по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Из представленных в суд доказательств усматривается, что 6 сентября 2004 года Посольством России в Республике Узбекистан У.М. Ким взамен паспорта гражданина СССР был выдан зарубежный паспорт гражданина Российской Федерации сроком до 6 сентября 2009 года, с отметкой "принят на учет на постоянное жительство" от 6 сентября 2009 года, и с отметкой "снят с учета за выездом в Россию" от 8 сентября 2004 года У.М. Ким было рекомендовано отслеживать движение документов по получению гражданства РФ из Москвы по телефонам МИД России.
По приезду в Москву она получила свидетельство о регистрации по месту пребывания с 27 сентября 2004 года по 27 марта 2005 года по адресу: адрес.
Для подтверждения факта приобретения У.М. Ким гражданства Российской Федерации 22 декабря 2004 г. начальником ПВО ОВД Бескудниковского района УВД САО г. Москвы был направлен запрос в ПВУ ГУВД г. Москвы, однако ответ на запрос не поступил.
Для подтверждения факта приобретения российского гражданства Ким У.М. в апреле 2005г. поехала в Узбекистан. По приезду в Узбекистан административный истец выяснила, что она внесена в базу данных лиц, приобретших гражданство России, указанные данные будут переданы в Россию.
9 декабря 2005 г. ПВО ОВД Басманного районного УВД ЦАО города Москвы был выдан постоянный паспортные данные. Также У.М. Ким было выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок с 9 декабря 2005 г. по 9 июня 2006 г. по адресу: г.Москва, фио адрес.
31 марта 2006 г. У.М. Ким по договору купли-продажи приобрела в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 64, 2 кв.м, по адресу: адрес, что подтверждается записью регистрации N... от 14 апреля 2006 г. и свидетельством о государственной регистрации права -... от 11 июня 2008 г.
В паспорте гражданина РФ У.М. Ким в разделе место жительства проставлена запись от 30.05.2006г. о постоянном месте жительства истца по адресу: адрес.
Согласно карточке учета, выписке из домовой книги от 2 июня 2020 г, единому жилищному документу от 2 июня 2020 г. в настоящее время истец является собственником вышеуказанной квартиры и постоянно зарегистрирована по этому адресу.
Также, как указывает истец, на основании российского паспорта ей дважды выдавались заграничные паспорта со сроком действия с 17 ноября 2008 г. по 17 ноября 2013 г, с 30 сентября 2013г. по 30 сентября 2023 г.
Кроме того, 29 мая 2008 г. истец поставлена на учет в налоговом органе, ей присвоен ИНН физического лица...
4 июня 2008 г. ей была назначена пенсия ТУ ГУ ПФ РФ N5 по г. Москве и Московской области Пенсионный отдел "Хорошевский", выдано пенсионное удостоверение N... от 22 сентября 2008г, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования N... ; Ким У.М. выдана социальная карта москвича со сроком действия до июня 2024 г.
Возражая против доводов истца, представитель административного ответчика указал, что в связи с поступлением письма из службы "М" Управления по городу Москве и Московской области ФСБ России в УВМ ГУ МВД России по г. Москве была проведена проверка, в ходе которой были направлены запросы с целью установления обстоятельств и оснований получения паспорта гражданина Российской Федерации.
В ходе проверки было установлено, что У.М. Ким, паспортные данные, значится прибывшей из Ташкента.
Согласно представленных из ОВМ ОМВД России по Басманному району г.Москвы копий архивных документов, послуживших основанием документирования паспортом гражданина РФ в 2005 году на имя У.М. Ким в заявлении о выдаче (замене) паспорта формы N1 в графе 8 имеется запись "состояла в гражданстве Узбекистана", приняла гражданство РФ", в графе "другие сведения" - "Гражданство России в Консульском отделе Посольства России в Узбекистане 18 июня 2004г. ст.14 ч.1 п.А".
В ходе проведения проверки ответчиком был направлен запрос в МИД РФ, в ответе на который было сообщено, что сведений о приобретении российского гражданства У.М. Ким, паспортные данные, по фондам Консульского отдела Посольства России в Узбекистане и Консульского департамента МИД России за 2004г. не обнаружено.
20 апреля 2020 г. ГУ МВД России по г. Москве в ходе рассмотрения обстоятельств, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации, установило, что по учетам КД МИД России, У.М. Ким приобретшей гражданство Российской Федерации не значится.
20 апреля 2020 года начальником ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенантом полиции фио утверждено заключение о признании У.М. Ким не приобретшей гражданства Российской Федерации, а паспорта объявлены в розыск, как выданные в нарушение установленного порядка.
Указанное заключение мотивировано получением противоречивых данных из МИД России.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с указанными выводами согласился, посчитал не подтвержденным факт приобретения У.М. Ким российского гражданства, поэтому пришел к выводу о соблюдении закона при вынесении оспариваемого заключения.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 1 июня 2002 года, гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, указанный Закон признавал гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств.
Данный Закон (п. "г" ст. 18) предусматривал также возможность приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Закона заявления о регистрации изменения гражданства подавались в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, которые в свою очередь в силу ст. 35 данного Закона должны были проверять факты и документы, представленные в обоснование заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, осуществлять регистрацию приобретения данного гражданства.
Эти требования закона У.М. Ким не были нарушены.
Факт обращения У.М. Ким в Посольство России в Узбекистане по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации нашел своего подтверждение, поскольку на заседании Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации 30 марта 2004 года было принято решение отложить рассмотрение ходатайства У.М. Ким, паспортные данные о приеме в российское гражданство, что подтверждается выпиской из протокола N3.
Этому доказательству в решении суда не была дана мотивированная оценка, а выводы суда об отсутствии архивных сведений об обращении истца в Посольство России в Узбекистане, по мнению судебной коллегии, основаны на непроверенной информации.
Учитывая тот факт, что 8 декабря 2005 г. У.М. Ким была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
В то же время такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
В данном случае вопрос регистрационного учета граждан по месту жительства и правильности оформления соответствующей документации (ведение карточек учета) находился в ведении органов внутренних дел, которые приняли решение документировании У.М. Ким российским паспортом, в то же время за деятельность государственного органа, который на длительный срок отложил рассмотрение ходатайства о приеме истца в российское гражданство, У.М. Ким не может нести ответственность.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что обжалуемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В то же время административным истцом доказан факт нарушения прав и соблюдение сроков обращения в суд.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным заключение ГУ МВД России по г. Москве от 20 апреля 2020 года о признании Ким фио, паспортные данные не приобретшей гражданство Российской Федерации.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.