Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Военного комиссариата адрес - фио на решение Тушинского районного суда адрес от 15 июня 2021 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 10 декабря 2015 года о признании фио не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать Отдел военного комиссариата (объединенного) адрес по адрес рассмотреть в установленном порядке вопрос о зачислении фио в запас как не подлежащего призыву по достижении 27 лет и выдаче военного билета",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к объединенному военному комиссариату адрес, призывной комиссии района адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения призывной комиссии от 10 декабря 2015 года, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик незаконно зачислил фио в запас в связи с достижением возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку с момента постановки на учет он постоянно проживает по адресу регистрации, кроме того, официально трудоустроен с 2009 года в УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, однако с момента окончания представленной ему отсрочки от призыва на военную службу до достижения им возраста 27 лет, он не получал никаких повесток о необходимости явиться в военный комиссариат.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Военного комиссариата адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Тушинского районного суда адрес от 15 июня 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов настоящего административного дела следует, что фио состоял на воинском учете в военном комиссариате (объединенного) адрес с 04 февраля 2005 года.
Административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2011 года в связи с обучением в ГОУ СПО "Учебно-педагогический колледж Митино N 18".
До 2012 года фио предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в Московской финансово-промышленной академии. Приказом от 25 марта 2011 года фио отчислен из числа студентов в связи с наличием академической неуспеваемости.
Согласно справкам от 25 апреля 2011 года и от 21 мая 2013 года, поступившим в военный комиссариат, фио проходил службу в УВД по адрес ГУ МВД России по адрес.
Решением призывной комиссии адрес от 10 декабря 2015 года фио признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
02 марта 2010 года Приказом УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 191л/с административный истец зачислен на службу в органы внутренних дел.
19 марта 2021 года Приказом УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 312л/с назначен на должность старшего инспектора Группы по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес.
Приказом УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио присвоено специальное звание "капитан" N 373л/с от 30 марта 2021 года.
Согласно справке начальника отдела кадров УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 21 апреля 2021 года N 07/109-ок, фио проходит службу в должности старшего инспектора Группы по исполнению административного законодательства Отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные административные исковые требования, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения фио после 01 января 2014 года действий или бездействия, сопряженных с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющейся приложением N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).
Статья 28 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом приведенного правового регулирования, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего административного спора является исполнение соответствующим военным комиссариатом после 1 января 2014 года обязанностей по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу.
Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" на специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств совершения фио после 01 января 2014 года и до достижения возраста 27 лет действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что фио не предоставлял ежегодные сведения, подтверждающие прохождение им службы в органах внутренних дел, не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и незаконность обжалуемого решения, поскольку приведенные в жалобе обстоятельства не исключают обязанности административного ответчика по надлежащей организации и осуществлению мероприятий по призыву фио на военную службу с 01 января 2014 года до достижения им возраста 27 лет.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда адрес от 15 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.