Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФСИН России - фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 июня 2021 года, которым постановлено:
"Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия ФСИН России, выразившиеся в содержании фио Гюлаята оглы в исправительном учреждении адрес.
Обязать ФСИН России решить вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания фио Гюлоята оглы с учетом положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в исправительном учреждении, расположенном наиболее близко к адрес",
УСТАНОВИЛА:
фио и фио обратились в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о признании незаконными действий ФСИН России, выразившихся в содержании осужденного фио в исправительных учреждениях ГУФСИН России по адрес, признании за фио права на отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с учетом положений статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, возложении на административного ответчика обязанности решить вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства родственников, мотивируя свои требования тем, что апелляционным определением Московского городского суда от 18 ноября 2020 года на ФСИН России была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о переводе фио в иное исправительное учреждение, приближенное к месту проживания его родственников, однако 28 декабря 2020 года ФСИН России направила ответ о том, что вопрос перевода фио находится на рассмотрении, а 29 декабря 2020 года фио получил ответ Министерства Юстиции Российской Федерации о невозможности передачи осужденного для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, чем были нарушены права и законные интересы административного истца, гарантированные нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов настоящего административного дела следует, что фио до ареста проживал по адресу: ЯНАО, адрес.
Приговором адрес от 29 апреля 2016 года фио осужден по ст.ст. 330, 222, 317 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 13 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
фио был направлен в исправительное учреждение ГУФСИН России на основании указания ФСИН России от 03 июня 2016 года Nисх-03-31660 в силу части 2 статьи 73 УИК РФ, в связи с отсутствием условий для размещения в колониях строгого режима в регионах по месту осуждения до ареста, предназначенных для лиц, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы.
В 2019 году фио был переведен из ФКУ ИК-7 в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по адрес для личной безопасности.
Апелляционным определением Московского городского суда от 18 ноября 2020 года на ФСИН России была возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о переводе фио в иное исправительное учреждение.
28 декабря 2020 года ФСИН России сообщила, что в случае отсутствия оснований для перевода, перевод будет осуществлен, решается вопрос о переводе фио в адрес.
29 декабря 2020 года фио получил ответ Министерства Юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2020 года о невозможности передачи осужденного для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нахождение исправительного учреждения на удаленном расстоянии лишает возможности административного истца поддерживать личные семейные связи, ФСИН России незаконно отказало административным истцам в удовлетворении ходатайства о переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, в связи с чем их права и законные интересы нарушены.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
В соответствии со статьей 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); в то же время, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего, относится и невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы (кассационные Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации N 5-КА19-51 от 06 ноября 2019 г, N 5-КА19-24 от 12 июля 2019 г. и др.).
Гарантируя каждому право на уважение его частной и семейной жизни, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вместе с тем допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права в случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
В своей практике применения данной статьи Европейский Суд по правам человека исходит из того, что содержание под стражей, как любая другая мера лишения свободы, влечет естественные ограничения частной и семейной жизни, однако существенной составляющей права заключенного на уважение семейной жизни является разрешение или, при необходимости, содействие со стороны властей в поддержании контакта с близкими родственниками; соответственно, регулирование вопросов предоставления свиданий осужденным к лишению свободы, в том числе на длительные или пожизненные сроки, не должно приводить к установлению негибких, шаблонных ограничений, а потому от государств - участников Конвенции ожидается развитие техники оценки соразмерности, позволяющей уравновешивать конкурирующие индивидуальные и публичные интересы и принимать во внимание особенности каждого конкретного дела (постановления от 23 февраля 2012 года по делу "Тросин против Украины", от 30 июня 2015 года по делу "Хорошенко против России").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 15 ноября 2016 года N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Вологодского областного суда и жалобой граждан фио и фио", правовое регулирование порядка предоставления свиданий осужденным к лишению свободы с членами их семей должно, не препятствуя процессу исполнения наказания и не создавая угрозы для общественной и личной безопасности, учитывать признаваемые государством непротивоправные интересы этих лиц, обеспечивать как исправление осужденного, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений, не допуская чрезмерного (по длительности или по объему) вмешательства в частную жизнь, необоснованных или недифференцированных ограничений, не зависящих от характера поведения осужденного или его близких, что требует нахождения баланса соответствующих публичных и частных интересов.
В том числе для сохранения социально полезных семейных связей частью 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что осужденные могут направляться в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, только в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных к лишению свободы, оспаривающих их направление в исправительные учреждения, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида.
При рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции было проанализировано семейное положение фио, необходимость сохранения им социально-полезных связей с родственниками, в том числе желание последних общаться с административным истцом, указанное административными истцами в качестве мотивов перевода в иное исправительное учреждение.
Объективных доказательств того, что при рассмотрении обращения фио административным ответчиком были проанализированы указанные обстоятельства, произведена должным образом оценка степени сохранения осужденным социально-полезных связей с родственниками не представлено, в связи с чем, оспариваемое решение об отказе в переводе фио является незаконным и нарушающим его права.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.