Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство прокурора о передаче по подсудности в Останкинский районный суд города Москвы административного дела N 3а-2364/2021 по административному исковому заявлению АНО "Бюро судебных экспертиз" об оспаривании постановления N 1 Главного государственного санитарного врача по городу Москве "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям",
УСТАНОВИЛ:
В производстве Московского городского суда находится административное дело N 3а-2364/2021 по административному исковому заявлению АНО "Бюро судебных экспертиз" об оспаривании постановления N 1 Главного государственного санитарного врача по городу Москве "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
В судебном заседании от участвующего в деле прокурора поступило устное ходатайство о передаче дела по подсудности в Останкинский районный суд города Москвы, мотивированное тем, что рассмотрение дела не относится к подсудности Московского городского суда как суда первой инстанции.
Представители административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица возражали против удовлетворения ходатайства о передаче дела по подсудности.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 20 КАС РФ Московский городской суд как суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
По смыслу названной нормы к подсудности Московского городского суда относятся дела об оспаривании лишь таких нормативных правовых актов, которые приняты органами государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации, а также представительных органов муниципальных образований города Москвы.
Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями ч асти 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" является Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" с истему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
В свою очередь в силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Главный государственный санитарный врач по субъекту Российской Федерации является руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно пунктам 1, 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2006 года N 308, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Управление является юридическим лицом.
Таким образом, Главный государственный санитарный врач по городу Москве не является должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, в силу прямого указания статьи 20 КАС РФ к подсудности суда субъекта Российской Федерации не могут быть отнесены споры с его участием.
Исходя из положений статьи 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, ходатайство, заявленное прокурором, имеет под собой правовые основания, суд находит его подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Поскольку рассмотрение дел об оспаривании актов, которые приняты не органами государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации, не представительными органами муниципальных образований города Москвы не относится к подсудности Московского городского суда как суда первой инстанции, дело подлежит передаче по подсудности в Останкинский районный суд города Москвы.
То обстоятельство, что определением судьи Верховного Суда РФ было возвращено административного исковое заявление АНО "Бюро судебных экспертиз" с разъяснением права на обращение в Московский городской суд, не является препятствием для направления дела по подсудности, если после принятия административного иска к производству суда и в ходе рассмотрения дела по существу выяснилось, что рассмотрение соответствующих споров не относится к подсудности Московского городского суда как суда первой инстанции.
Что касается заявленного представителем административного истца ходатайства о прекращении производства по делу, суд полагает, что оно подлежит разрешению тем судом, который компетентен на рассмотрение соответствующего административного дела, то есть судом, к подсудности которого отнесено рассмотрение соответствующего спора.
Руководствуясь статьями 19, 20, 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
ОПРЕДЕЛИЛ
:
Передать административное дело N 3а-2364/2021 по административному исковому заявлению АНО "Бюро судебных экспертиз" об оспаривании постановления N 1 Главного государственного санитарного врача по городу Москве "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" по подсудности в Останкинский районный суд города Москвы.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.