Московский городской суд в составе:
судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора Клевцовой Е.А, при ведении протокола помощником судьи Карабейниковой Н.В, рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело N 3а-2392/2021 по административному исковому заявлению Горшковой Владиславы Геннадиевны к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197, Попову Евгению Георгиевичу об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Попова Е.Г." от 22 июля 2021 года N 7/6, отмене регистрации Попова Евгения Георгиевича в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 (далее Окружная комиссии) "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Попова Е.Г." N 7/6 от 22 июля 2021 года Попов Е.Г, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия Единая Россия", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197.
Горшкова В.Г, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по тому же избирательному округу, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии от 22 июля 2021 года N 7/6 о регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Попова Е.Г.
В ходе досудебной подготовки представителем административного истца заявлено о дополнении предмета заявленного иска, в которых он просит также отменить регистрацию Попова Е.Г. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В целях выявления фактов пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, определением суда от 10 сентября 2021 года по делу назначено проведение предварительного судебного заседания.
В судебное заседание административный истец Горшкова В.Г, административный ответчик Попов Е.Г. не явилась, их интересы в суде представляли представители по доверенности.
Представитель административного истца по доверенности Карелин В.В, указал, что сроки на обращение в суд с указанными требованиями не пропущены, просил отказать в удовлетворении заявления Окружной избирательной комиссии о пропуске срока на обращение в суд.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии Голышев И.В, представитель административного ответчика Попова Е.Г. по доверенности Сидоров Р.В, просили отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен аналогичный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, касающимся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Частью 7 этой же статьи предусмотрено, что сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в пункте 23 постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации кандидата, установленные частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска и при установлении факта пропуска названного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 приведённого процессуального кодекса, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В ходе предварительного судебного разбирательства установлено, что окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 принято решение N 7/6 от 22 июля 2021 года "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Попова Е.Г."
Согласно части 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, последним днём обращения с административным исковым заявлением, касающимся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, являлось 1 сентября 2021 года.
Принимая во внимание, что административный иск о признании указанного решения окружной избирательной комиссии поступил в Московский городской суд 9 сентября 2021 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции отдела делопроизводства Московского городского суда и не оспаривалось сторонами, следовательно, исковое заявление поступило в суд по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование решения комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, то есть последним днем подачи такого заявления в рассматриваемом случае было 8 сентября 2021 года.
При этом, как указывалось выше, в соответствии с частью 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный срок восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска.
Исковые требования об отмене регистрации кандидата в депутаты Попова Е.Г. были заявлены представителем административного истца в ходе досудебной подготовки в Московском городском суде 10 сентября 2021 года, то есть менее чем за восемь дней до дня голосования.
Даже, если исходить из позиции представителя административного истца о том, что изначально исковые требования об отмене регистрации были заявлены в первоначально поданном заявлении, в любом случае срок на их подачу административным истцом пропущен, поскольку, как указывалось выше, административное исковое заявление поступило в суд 9 сентября 2021 года.
Нельзя согласиться с доводами представителя административного истца о том, что срок в данном случае не считается пропущенным, поскольку такое же административное исковое заявление было сдано в организацию курьерской службы 8 сентября 2021 года, то есть в установленный законом 8-дневный срок до дня голосования.
Частью 4 статьи 93 КАС РФ установлено, что процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 указанного Кодекса.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя в части 4 статьи 93 КАС РФ общее правило определения окончания процессуального срока - как возможность сдать своё обращение в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, сделал исключение из него для правоотношений, связанных с производством по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, что предопределено строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения соответствующих дел.
Суд считает, что Горшкова В.Г, действуя осмотрительно, направление административного искового заявления могла осуществить посредством альтернативных средств связи, в том числе, путём использования электронного ресурса, однако таким способом направления документов не воспользовалась. Сдавая административное исковое заявление 8 сентября 2021 года в курьерскую службу, административный истец действовала на свой страх и риск и должна была понимать, что такой способ направления документов не гарантирует поступления её административного искового заявления в суд своевременно.
При таких обстоятельствах, поскольку невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, в силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления Горшковой В.Г. должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175 - 180, 240, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Горшковой Владиславы Геннадиевны к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197, Попову Евгению Георгиевичу об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по адрес - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Попова Е.Г." от 22 июля 2021 года N 7/6, отмене регистрации Попова Евгения Георгиевича в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.