Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Важова Б.А., поданную на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 02 марта 2021 года, которым ФГУП Издательство "ИЗВЕСТИЯ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
*** советником отдела N 3 Управления территориального контроля Мосгорнаследия в отношении ФГУП Издательство "Известия" (далее также Издательство) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Важов Б.А. просит об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе наличие инвестиционного контракта, заключенного между Издательством и адрес " ***" на проведение работ последним по комплексной реконструкции с элементами реставрации Объектов культурного наследия, в отношении которого состоялось решение арбитражного суда о расторжении инвестиционного договора, которое не вступило в законную силу на момент выявления правонарушения, в связи с чем у Издательства отсутствовали основания для личного выполнения работ по сохранению Объектов культурного наследия; принятие Издательством мер к поддержанию Объектов культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; на момент выявления правонарушения срок действия предписаний, выданных Мосгорнаследием на выполнение работ по сохранению Объектов культурного наследия, не истек.
Законный представитель ФГУП Издательство "Известия" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу.
Защитник Малыгина А.А. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Малыгину А.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях влекут административную ответственность по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), а также Закона г. Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пп. 2 п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пп. 1, 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Как следует из материалов дела ФГУП Издательство "Известия" является правообладателем на праве хозяйственного ведения объектов культурного наследия регионального значения:
- " ***Г." по адресу: адрес (Объект1);
- " *** по адресу: адрес (адрес) (Объект 2);
- " ***" по адресу: адрес (Объект 3);
и выявленного объекта культурного наследия
- " **ф, по адресу: адрес (Объект 4).
Указанные Объекты приняты под государственную охрану, распоряжениями Мосгорнаследия в отношении указанных Объектов определены предметы охраны.
** между Издательством и адрес " ***" заключен инвестиционный контракт N **, согласно которому, с учетом дополнительных соглашений к данному контракту, последний силами ООО " ***" по согласованной с Мосгорнаследием проектной документации и выданными в *** гг. разрешениями обязался провести на Объектах комплексные работы по реставрации и приспособлению для современного использования.
По условиям инвестиционного договора выполнение работ должно быть завершено в срок до 15 августа 2018 года.
12 октября 2020 г. должностным лицом Мосгорнаследия осуществлен осмотр вышеуказанных Объектов, по результатам которого установлено, что предусмотренные инвестиционным контрактом и дополнительными соглашениями к нему работы не завершены, несмотря на выданные 17 апреля 2019 г. Издательству предписания N ** по Объекту 1 (организовать проведение работ по сохранению Объекта в соответствии с согласованной Мосгорнаследием проектной документацией и разрешением на производство работ (устранить выявленные недоделки, замечания); предписание N *** по Объекту 2 (организовать проведение работ по сохранению Объекта в соответствии с согласованной Мосгорнаследием проектной документацией и разрешением на производство работ (устранить выявленные недоделки, замечания); предписание N ** по Объекту 3 (организовать проведение работ по сохранению Объекта в соответствии с согласованной Мосгорнаследием проектной документацией и разрешением на производство работ (устранить выявленные недоделки, замечания); предписание N ** по Объекту 4 (организовать приемку выполненных работ по сохранению Объекта в срок до 01 октября 2020 г.
Таким образом, Издательством, на имя которого оформлено охранное обязательство в отношении Объектов 1, 2 и акты технического состояния в отношении Объектов 3, 4, в которых прописаны особенности владения, пользования и распоряжения Объектами, не принимаются меры, направленные на сохранение Объектов культурного наследия регионального значения и выявленного Объекта культурного наследия, что привело к ухудшению их состояния, обрушению лепного декора, многочисленным отслоениям покрасочных слоев краски, намоканию, вздутию, волосяным трещинам, помещения Объектов частично пустуют.
Указанные действия (бездействия) ФГУП Издательство "Известия" квалифицированы судьей районного суда по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Между тем судьей районного суда оставлено без внимания, что описанные выше нарушения выявлены Мосгорнаследием не только в отношении Объектов культурного наследия регионального значения (1, 2, 3), но и выявленного Объекта культурного наследия (4) в отношении которого описанные выше нарушения, допущенные Издательством подлежат квалификации по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Учитывая, что при описании в постановлении события правонарушения судьей районного суда указано на нарушение Издательством требований законодательства об охране объектов культурного наследия, допущенного последним в отношении выявленного Объекта культурного наследия - " ** фио адрес фио, по адресу: адрес, обжалуемое постановление подлежит изменению в части квалификации действий ФГУП Издательство "Известия" с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ на правильную чч. 1, 3 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку данное изменение не привело к ухудшению положения лица, привлеченного к административной ответственности и не увеличило объем вменяемых ему действий (бездействий).
Факт совершения административного правонарушения и вина ФГУП Издательство "Известия" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия от 30 сентября 2020 г.; отчетами о проведении мероприятия по государственному надзору за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия от 05 мая 2017 г. с фотоматериалами; актом осмотра объекта культурного наследия от 13 декабря 2018 г. с фотоматериалом; копиями предписаний; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия от 12 октября 2020 г, фотоматериалом к нему; выписками из ЕГРН; охранными обязательствами; устными показаниями представителя Мосгорнаследия фио, пояснившей в апелляционной инстанции о том, что Издательство является лицом, ответственным за сохранение объектов культурного наследия, вследствие чего, обязано принимать меры к его сохранению; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ФГУП Издательство "Известия" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о том, что инвестиционный контракт с ООО " ***" на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия не был расторгнут на момент выявления правонарушения, в связи с чем Издательство не имело возможности самостоятельно осуществить работы по сохранению Объектов, не может служить основанием для освобождения ФГУП Издательство "Известия" от ответственности по настоящему делу.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В силу п. 1 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Согласно нормам п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия обязаны, в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Таким образом, на ФГУП Издательство "Известия" как унитарном предприятии и пользователе лежит установленная в отношении Объектов 1, 2, 3, 4 охранными обязательствами обязанность по содержанию данных объектов в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, которая Издательством не была исполнена.
При этом следует отметить, что неисполнение адрес " ***" обязательств по инвестиционному контракту о реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции (включая демонтаж и новое строительство) с элементами реставрации существующего объекта культурного наследия являлось очевидным для ФГУП Издательство "Известия" уже в 2017 году, о чем свидетельствует возникшие между адрес " ***" и ФГУП Издательство "Известия" судебные споры о взыскании неустойки, изменении условий инвестиционного контракта (дело N **, N ** Арбитражного суда г. Москвы).
При этом решением Арбитражного суда г. Москвы N ** было установлено, что до декабря 2016 г. сторонами контракта проводились проверки степени завершенности работ по контракту и совещания (включая выездные и рабочие), в том числе с привлечением технического заказчика, генерального подрядчика, представителей подрядных организаций и организаций, осуществляющих авторский и строительный контроль, по рассмотрению хода строительства, а также вопросов соответствия выполняемых работ условиям контракта, что подтверждается протоколами совещаний и актов проверки, по результатам которых выявлено, что истцом систематически не устранялись недоделки и замечания в выполненных работах, а также не выполнялись решения, принятые на выездных совещаниях по причинам, не зависящим от ответчиков, тем самым нарушались сроки реализации 1-го этапа контракта.
Также сделан вывод о том, что в силу буквального толкования условий контракта, а также содержания этапов инвестиционного проекта (раздел 4 Инвестиционного контракта в редакции дополнительных соглашений), выполнение работ по 2-му этапу контракта не ставится в зависимость от завершения в полном объеме выполнения работ по 1-му этапу.
Однако к реализации второго этапа инвестор не приступал, что также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы (**).
Названные нарушения условий инвестиционного контракта являлись существенными, в связи с чем, Издательство вправе было уже в 2017-2018 гг. обратиться в суд с требованием о расторжении инвестиционного контракта, однако сделало этого только после выявления Мсгорнаследием в 2019 г. нарушений по организации и проведению работ по сохранению Объектов культурного наследия.
Помимо этого, Мосгорнаследие как госорган, с которым Издательство заключены охранные обязательства в отношении всех четырех Объектов, в известность ФГУП Издательство "Известия" о невозможности выполнение требований к сохранению Объектов, предусмотренных данными охранными обязательствами в связи с неисполнением инвестиционного контракта, не ставилось.
Таким образом, ФГУП Издательство "Известия", как лицо в силу п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ ответственное за исполнение охранного обязательства, не предприняло всех надлежащих и своевременных мер, направленных на исполнение взятых на себя обязательств пользователя объектов культурного наследия регионального значения и выявленного объекта культурного наследия.
При этом объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у Издательства возможности принять такие меры в материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
Принятие Издательством мер к поддержанию Объектов культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, что выразилось в получении заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, заключение договоров с НИУ МГСУ на проведение технического обследования и оценку технического состояния Объектов, не освобождает Издательство от ответственности по настоящему делу, поскольку данные действия совершены после выявления Мосгорнаследием рассматриваемого по настоящему делу административного правонарушения.
Ссылка в жалобе на то, что срок выданных Мосгорнаследием предписаний по устранению выявленных 12 октября 2020 г. нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия не истек на момент рассмотрения дела также не может служить основанием для признания обжалуемого судебного акта незаконным и его отмену, поскольку в вину Издательству нарушение срока исполнения предписаний, срок исполнения которых был продлен до 02 августа 2021 года, не вменялось.
Объективная сторона совершенного ФГУП Издательство "Известия" административного правонарушения выражена в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в частности в не проведении утвержденных и согласованных с Мосгорнаследием работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленного объекта культурного наследия, что нашло свое подтверждение собранными по делу доказательствами.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов судьи районного суда и свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую судья первой инстанции дал фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание назначено ФГУП Издательство "Известия" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Назначенное судом первой инстанции наказание соответствует положениям ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ по своему виду и размеру; оно соответствует содеянному и является справедливым.
Срок давности и порядок привлечения ФГУП Издательство "Известия" к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 02 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФГУП Издательство "Известия" изменить, указав на квалификацию действий ФГУП Издательство "Известия" вместо неправильного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ правильную чч. 1, 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
В остальной части постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 02 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника Важовой Б.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.