Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе исполнительного директора ООО "Алвисе" на постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 31 мая 2021 г., которым ООО "Алвисе" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей 00 копеек,
УСТАНОВИЛ:
14 апреля 2021 г. в отношении ООО "Алвисе" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы исполнительным директором ООО "Алвисе" принесена жалоба, в которой последний просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указав, что, по его мнению, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, ООО находится в тяжелом финансовом положении, предпринимает меры для сохранности объекта, несет соответствующие расходы, наложение штрафа не ускорит исполнение предписаний по сохранению и реставрации нежилых помещений, штраф мог быть назначен в меньшем размере.
В судебное заседание исполнительный директор ООО "Алвисе" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается почтовым идентификатором, обеспечил явку защитника Копшева А.Ю.
Представитель Мосгорнаследия Самашов П.Е. возражал относительно доводов жалобы, полагал правильным постановление судьи оставить без изменения, как основанное на законе и подтвержденное материалами дела.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается и судьей установлено, что ООО "Алвисе" повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ООО "Алвисе" является собственником нежилого помещения объекта культурного наследия регионального значения "Немецкий рынок, XIX - начало XX вв. - Жилой дом Яковлевых, В.Е.Трусова с лавками, 1837 г, вторая половина XIX в." по адресу: *** (далее - Объект), площадью 64, 5 кв. метра, запись о государственной регистрации 18 сентября 2017 г. N ***, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18 сентября 2020 года N ***.
Приказом Мосгорнаследия от 07 декабря 2017 года N *** Объект включен в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы, утверждены границы его территории.
Приказом Мосгорнаследия от 07 декабря 2018 года N *** Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждены границы его территории и предмет охраны.
Акт технического состояния Объекта от 08 ноября 2018 года N ***, а также предписание о проведении работ по сохранению Объекта от 9 ноября 2018 г. N *** получены на руки 22 ноября 2018 г. представителем ООО "Алвисе" по доверенности от 20 ноября 2018 года Симоновой Г.И. и не обжалованы.
В соответствии с п. 1 Предписания и п. 1 раздела 5 АТС ООО "Алвисе" надлежит на основании задания, полученного в Мосгорнаследии, и выводов инженерно-технического обследования Объекта разработать проект по сохранению и приспособлению к современному использованию и согласовать с Мосгорнаследием в установленном порядке до 16 сентября 2019 года.
За неисполнение предписания от 09 ноября 2018 года N *** постановлением Басманного районного суда г. Москвы от 08 ноября 2019 года N 5-1147/2019 ООО "Алвисе" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб. (штраф не уплачен).
Согласно данным, размещенным на официальном сайте Басманного районного суда г. Москвы https://www.mos-gorsud.ru/rs/basmannyj, постановление вступило в законную силу 19 ноября 2019 года.
Мосгорнаследием выдано предписание от 30 сентября 2019 года N ***, в соответствии с которым срок исполнения п. 1 раздела 5 АТС установлен до 20 марта 2020 года.
По факту длительного бездействия по принимаемым мерам, направленным на сохранение Объекта, постановление Басманного районного суда города Москвы от 20 июля 2020 года N 5-649/20 ООО "Алвисе" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 рублей (штраф не уплачен).
Мосгонаследием выдано повторное предписание от 06 апреля 2020 года N ***, в соответствии с которым срок исполнения п. 1 раздела 5 АТС установлен до 15 сентября 2020 года.
Предписание от 06 апреля 2020 года N *** направлено ООО "Алвисе" на адрес электронной почты, указанный на официальном бланке ООО "Алвисе, а также на адрес (место нахождения) ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (почтовый идентификатор ***), согласно выписке, размещенной на официальном сайте Почта России (www.russianpost.ru), в разделе "отслеживание почтовых отправлений" вручено адресату 13 июля 2020 года.
За неисполнение вышеуказанного предписания постановлением Басманного районного суда г. Москвы от 10 ноября 2020 г. N 5-997/2021 ООО "Алвисе" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400.000 руб. (штраф не уплачен).
Мосгорнаследием выдано повторное предписание от 30 сентября 2020 года N ***.
Предписание направлено ООО "Алвисе" на адрес (место нахождения) ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (почтовый идентификатор ***), согласно выписке, размещенной на официальном сайте Почта России (www.russianpost.ru), в разделе "отслеживание почтовых отправлений" вручено адресату 8 октября 2020 года.
В соответствии с п. 1 Предписания ООО "Алвисе" надлежит на основании задания, полученного в Мосгорнаследии, и выводов инженерно-технического обследования Объекта разработать проект по сохранению и приспособлению к современному использованию и согласовать с Мосгорнаследием в установленном порядке в срок до 30 марта 2021 года.
В рамках осуществления контроля за исполнением Предписания о проведении работ по сохранению Объекта на основании задания от 131 марта 2021 года N *** установлено, что требования п. 1 Предписания и п. 1 раздела 5 АТС в установленный срок ООО "Алвисе" не исполнены, что подтверждается отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору от 08 апреля 2021 года N ***.
Заявление о продлении сроков исполнения Предписания от ООО "Алвисе" в Мосгорнаследие не поступало.
Порядок предоставления государственной услуги "Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. N 58-ПП.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 1749.
Порядок предоставления государственной услуги "Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" утвержден постановлением Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 949-ПП.
В соответствии со служебной запиской Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия от 1 апреля 2021 года N *** задания на проведение работ по сохранению Объекта не оформлялись.
В соответствии со служебной запиской Управления рассмотрения документации от 31 марта 2021 года N *** проектная документация по сохранению нежилого помещения Объекта, находящегося в собственности ООО "Алвисе", в Мосгорнаследие не поступала и не согласовывалась.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2021 года (дело N А40-209901/20-180-1545) удовлетворены исковые требования Мосгорнаследия к ООО "Алвисе" об обязанности провести работы.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На основании ст. 10 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон) предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
На основании п. 4.4.45 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" Мосгорнаследие осуществляет выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения, в том числе об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, а также о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в повторном невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов следует, что ООО "Алвисе" могло и должно было предпринять меры по исполнению Предписания, однако ООО "Алвисе" не приняло для этого каких-либо мер, тем самым, сознательно пренебрегло правилами и нормами, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 6.5 Административного регламента исполнения Мосгорнаследием государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2015 г. N 958-ПП, в случае невозможности исполнения требований предписания по причинам, не зависящим от лица, которому выдано предписание, такое лицо вправе не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться в Мосгорнаследие с мотивированным заявлением о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения или его отдельных пунктов.
Непринятие разумных и достаточных мер, направленных на выполнение взятых на себя обязательств, свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Алвисе" той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, то есть виновности в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, ООО "Алвисе" совершил правонарушение, предусмотренное ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ООО "Алвисе" подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-6); информацией о направлении письма (л.д. 7); телеграмма (л.д. 8); уведомлением (л.д. 9); письмом (л.д. 10); предписанием (л.д. 11-12); актом технического состояния объекта культурного наследия (л.д. 12-15); фототаблицей (л.д. 16-17); информацией по делу (л.д. 18); постановлением Басманного районного суда города Москвы от 8 ноября 2019 года (л.д. 19-21); предписанием (л.д. 22-23); постановлением Басманного районного суда города Москвы от 20 июля 2020 года (л.д. 24-27); заданием (л.д. 28-30); предписанием (л.д. 31-32); почтовым отправлением (л.д. 33); отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 34); электронным письмом (л.д. 35); постановлением Басманного районного суда города Москвы от 10 ноября 2020 года (л.д. 36-41); предписанием (л.д. 42-43); почтовым отправлением и отчетом (л.д. 44-45); заданием (л.д. 46-48); отчетом (л.д. 49-51); предписанием (л.д. 52-54); письмами (л.д. 55-56); решением Арбитражного суда города Москвы (л.д. 57-60); выпиской из ЕГРН (л.д. 61-67); выпиской ЕГРЮЛ (л.д. 68-80); приказами (л.д. 81-85); постановлением (л.д. 86-97); другими материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Алвисе" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия ООО "Алвисе" обоснованно квалифицированы судом по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО "Алвисе" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела не учтено финансовое положение юридического лица, сам по себе, установленным законом основанием для отмены постановления судьи не является.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении настоящего дела нормы материального и процессуального права применены правильно, а наказание ООО "Алвисе" определено в пределах санкции части 19 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
решил:
постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 31 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО "Алвисе" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.