Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Караваевой Н.О. и ее защитника адвоката М.А. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 21 мая 2021 года, в редакции определения того же судьи от 25 октября 2021 года, которым постановлено:
Караваеву Н.О. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть её административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек в доход государства,
УСТАНОВИЛ:
19 октября 2020 года должностным лицом ОМВД России по району Коньково г. Москвы в отношении Караваевой Н.О. составлен протокол об административном правонарушении N *, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное постановление судьи Караваевой Н.О. и ее защитником адвокатом М.А. принесены жалобы, в которых они просят постановление судьи отменить, указывая на необоснованность выводов судьи районного суда.
Караваева Н.О. и ее защитники и ордерам адвокаты М.А, Л.Д, В.В. судебное заседание явились, доводы жалоб поддержали.
Законный представитель несовершеннолетнего О.И. -И.С. и его защитник О.Е. в судебное заседание явились, просили оставить жалобы без удовлетворения, постановление судьи без изменения.
Представитель УСЗН ЗАО г. Москвы по доверенности Н.Г. в судебное заседание явилась, оставила рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившиеся стороны, изучив доводы поступившей жалобы и возражений на нее, прихожу к выводу о том, что постановление судьи подлежит отмене в силу следующего.
В силу положений ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия, выражающиеся в нанесении побоев или совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, если эти действия не повлекли последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, в виде причинения легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, и не содержат уголовно наказуемого деяния.
Признавая Караваеву Н.О. виновной в совершении административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что * года, примерно в * часов * минут по адресу: *, Караваева Н.А. ударила своего сына О.И, * г.р, кулаком слева по голове, в связи с чем причинила насильственные действия в отношении малолетнего сына О.И, причинившие последнему физическую боль, которое, согласно заключению эксперта N * от * года, не повлекло последствия указанные в ст. 115 УК РФ и не содержало признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ.
Указанные обстоятельства суд счел доказанными, в том числе протоколом ЮЗАО N* об административном правонарушении от * года, составленным инспектором ОДН ОМВД России по району Коньково г. Москвы, а также иными доказательствами, отраженными в постановлении судьи.
С данным выводом судьи районного суда согласиться не представляется возможным.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении сведений составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий и получение копии основного процессуального документа, которым является протокол об административном правонарушении.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 29 сентября 2015 г. N 1901-О, от 29 мая 2019 г. N 1449-О, лицо, привлекаемое к административной ответственности, которым не получена копия постановления в связи с его отсутствием по месту жительства или месту нахождения или в связи с его уклонением от получения почтового отправления с копией постановления или истечения срока хранения почтового отправления, в силу части 2 статьи 25.1, статьи 25.15, частей 4 и 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в любом случае должно быть уведомлено о ведущемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении.
В жалобе Караваева Н.О. и ее защитник указывают на то, что протокол об административном правонарушении должностным лицом был составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, без данных о ее надлежащем извещении.
По материалам дела опровергнуть данные доводы не представляется возможным.
Так из материалов дела усматривается, что извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении Караваевой Н.О. на * года в * часов * минут было направлено в адрес последней *года (л.д.94, том 1).
* года указанное извещение прибыло в место вручения. * года в * часов * минут имела место неудачная попытка вручения (л.д.105-106, том. 1).
* года письмо было возвращено отправителю.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (в редакции Приказа Минкомсвязи России от 13.11.2018 N 619) отправления разряда "Административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "Административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством, не учитываются (пункт 34 Правил).
Таким образом, при надлежащем соблюдении должностным лицом ОМВД России по району Коньково г. Москвы правил отправки извещений, срок хранения отправления разряда "Административное", адресованного Караваевой Н.О. истекал 23 октября 2020 года.
При этом следует отметить, что Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (в редакции Приказа Минкомсвязи России от 13.11.2018 N 619) продление срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и "административное" - не допускается.
Иных попыток извещения Караваевой Н.О, о чем указывал в ходе судебного заседания в Московском городском суде защитник несовершеннолетнего О.И. в лице законного представителя (отца) И.С. - по доверенности О.Е. о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
Ссылка защитника О.Е. на отправления извещений должностным лицом о дате и времени составления протокола об административной ответственности правового значения не имеют, поскольку сам факт отправления не свидетельствует о его заблаговременном вручении адресату.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенные в отношении Караваевой Н.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном 6.1.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 21 мая 2021 года, в редакции определения судьи того же суда от 25 октября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Караваевой Н.О, * года рождения, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.
Судья
Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.