Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" Борзых С.С. (с дополнениями, далее - жалоба) на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасности Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 марта 2021 г. N ***, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД"
установил:
постановлением Мичуринского транспортного прокурора от 01 марта 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасности Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 марта 2021 г. N ***, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 июня 2021 г, ОАО "РЖД" привлечено к административной ответвенности по ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа 20 000 руб.
На данные решение судьи и постановление должностного лица защитником в Московский городской суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с тем, что отсутствует событие и состав вмененного правонарушения, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" применены неверно, так как железнодорожные вокзалы Никольское и Мичуринск-Воронежский возведены в 1997 и 1938 г. соответственно, если правонарушение и было, то является малозначительным.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" Борзых С.С. доводы жалобы поддержал.
В судебное заседание Мичуринский транспортный прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Согласно диспозиции ст. 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ин валидов в РФ" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Мичуринской транспортной прокуратурой проверки 20.02.2021 г. были выявлены нарушения законодательства в сфере щиты прав инвалидов и маломобильных групп населения.
На железнодорожном вокзале Никольское Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" и на пассажирских платформах на станции Никольское по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, пос. Никольское, выявлены следующие нарушения:
основные пути движения в помещениях вокзала, в том числе к месту ожидания пассажиров из числа маломобильных групп населения, не оборудованы тактильно-контрастными напольными указателями;
вход в помещение вокзала не идентифицирован с помощью информации о доступности для маломобильных групп населения здания и помещений;
участки перед входом в помещения вокзала для маломобильньгх групп населения, туалет не имеют тактильно-контрастных предупреждающих указателей;
здание вокзала имеет один вход для пассажиров, расположенный со стороны пассажирской платформы "Никольское, нечетная", который имеет порог (первая дверь) высотой 0, 15 м (допускается не более 0, 014 м);
дверное полотно при выходе из помещения вокзала в тамбур имеет ширину 0, 85 м (должно быть не менее 0, 9 м);
на пассажирской платформе "Никольское, нечетная" отсутствуют тактильные наземные указатели и тактильное покрытие для лиц с ослабленных зрением.
На железнодорожном вокзале Мичуринск-Воронежский Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" и на пассажирских платформах на станции Мичуринск-Воронежский по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Кирсановская, выявлены следующие нарушения:
основные пути движения в помещениях вокзала не оборудованы тактильно-контрастными напольными указателями;
вход в помещение вокзала не идентифицирован с помощью информации о доступности для маломобильных групп населения здания и помещений;
участки перед входом в здание вокзала и зал ожидания, туалет для маломобильньгх групп населения не имеют тактильно-контрастных предупреждающих указателей;
имеющаяся в зале ожидания пассажиров вокзала электророзетка размещена на расстоянии 1, 2 м от уровня пола (должна размещаться на высоте от 0, 4 до 0, 8 м от уровня пола);
касса вокзала не доступна для инвалидов-колясочников (низ кассы находится на расстоянии 1, 2 м от пола) (допускается на высоте 0, 80 - 0, 85 м над уровнем пола);
на пассажирских платформах станции отсутствуют тактильные наземные указатели и тактильное покрытие для лиц с ослабленных зрением;
капитальный ремонт вокзала завершен в декабре 2019 г, однако доступность и удобство для маломобильных групп населения не обеспечена.
Неисполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов может привести к нарушению их права на беспрепятственное пользование объектами транспортной инфраструктуры.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ст. 9.13 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении объективно подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением Мичуринского транспортного прокурора от 01.03.2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, актами проверки от 20.02.2021 г. с фотоматериалами, свидетельствами о государственной регистрации прав на объекты, иными материалами дела.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно установилобстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "РЖД" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Действия ОАО "РЖД" по ст. 9.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Деяние ОАО "РЖД" квалифицировано по статье 9.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в области защиты прав инвалидов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что железнодорожные вокзалы и пассажирские платформы на станциях Никольское и Мичуринск-Воронежский не являются вновь вводимым в эксплуатацию и прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, в связи с этим требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры на указанные ОТИ не распространяются, иного вывода по делу не влекут, поскольку действительно, в силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Вместе с тем, Федеральный закон N 181-ФЗ вступил в силу в 1995 году, следовательно, ОАО "РЖД" имело возможность предпринять все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов.
Довод жалобы о том, что общество подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не может служить основанием для освобождения общества от административной ответственности.
Обстоятельства совершения административного правонарушения были предметом рассмотрения должностного лица. При вынесении постановления были учтены все обстоятельства административного правонарушения.
Основания для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не установлены в судебном заседании.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности Общества в совершении инкриминируемого ему деяния.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 9.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, решил:
постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасности Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 марта 2021 г. N ***, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.