Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-214/2021 по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского муниципального района Омской области о признании недействующими пункта 28 части 1, пункта 21 части 2 статьи 7 Устава Исилькульского муниципального района, утвержденного решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года N 42, с апелляционной жалобой административного истца Главного управления лесного хозяйства Омской области на решение Омского областного суда от 08 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года N 42 утвержден Устав Исилькульского муниципального района Омской области (далее - Устав).
Пунктом 28 части 1 статьи 7 Устава к вопросам местного значения Исилькульского муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля.
В соответствие с пунктом 21 части 2 статьи 7 Устава к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Исилькульского муниципального района на территориях сельских поселений Исилькульского муниципального района, отнесено осуществление муниципального лесного контроля.
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Омский областной суд с административным иском о признании недействующими положения пункта 28 части 1 статьи 7 и пункта 21 части 2 статьи 7 Устава Исилькульского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года N 42.
В обоснование требований административный истец ссылался на противоречие Устава в названной части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статьям 7, 23, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральному закону от 27 мая 2014 года N 136 - ФЗ "О внесении изменений в статью 14 ФЗ N 131 - ФЗ", полагая необоснованными полномочия Исилькульского муниципального района по осуществлению муниципального лесного контроля, в том числе, на территориях сельских поселений, где имеются лесные участки, находящиеся в федеральной собственности (лесной контроль на которых осуществляет административный истец) и отсутствуют участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Решением Омского областного суда от 08 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец, считая решение Омского областного суда незаконным и необоснованным, просит постановленный судебный акт отменить.
В обоснование доводов указано, что судом не дана надлежащая правовая оценка обстоятельству, связанному с отсутствием у административного ответчика полномочий по проектированию лесничеств, которые полностью исключают принятие лесохозяйственных регламентов и последующее использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Оспариваемые положения Устава допускают произвольное вторжение административного ответчика в регулирование вопросов, находящихся в компетенции Главного управления лесного хозяйства Омской области. По мнению апеллянта, представленная в общем виде, оспариваемая правовая норма Устава, является недействующей в той мере, в какой предоставляет возможность органам местного самоуправления - администрации Исилькульского муниципального района организацию использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесов, расположенных на землях особо-охраняемых территорий без создания и определения границ лесничества, принятия лесохозяйственного регламента и регистрации лесного участка на праве муниципальной собственности.
Относительно доводов жалобы участвующим в деле прокурором и административным ответчиком Советом Исилькульского муниципального района Омской области представлены возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Входящий в систему муниципальных правовых актов устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17, пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом муниципального образования (населением непосредственно на сходе граждан) регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (части 2, 3 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Устава Исилькульского муниципального района Омской области структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования составляет, в том числе Совет муниципального района, в компетенцию которого входит принятие Устава соответствующего района и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1 статьи 25 Устава).
Верно применив и истолковав приведенные законоположения, а также положения Устава, суд перовой инстанции, установив и проанализировав обстоятельства, связанные с процедурой принятия и опубликования оспариваемых положений нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Устава Исилькульского муниципального района Омской области приняты уполномоченным лицом, с соблюдением процедуры их принятия, опубликования, а также требований к форме нормативного правового акта. По указанным основаниям решение суда не обжалуется.
Пунктом 29 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального лесного контроля.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
О закреплении названных полномочий за органами местного самоуправления соответствующего муниципального района отражено также и в части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ, из которой следует, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно статье 98 Лесного кодекса Российской Федерации муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса. Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений. Организация и осуществление муниципального лесного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации". Положение о муниципальном лесном контроле утверждается представительным органом муниципального образования.
Таким образом, оспариваемыми положениями Устава закреплены предусмотренные федеральным законодательством полномочия на осуществление муниципального лесного контроля, в том числе на территории сельских поселений района.
Как верно отмечено судом первой инстанции отсутствие на территории муниципального района, в том числе поселений объектов муниципального лесного контроля, то есть отсутствие на данный момент возможности реализовать эти полномочия, не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, наделивших органы местного самоуправления указанной компетенцией.
Установленное Уставом вышеприведенное правовое регулирование по осуществлению органом местного самоуправления муниципального лесного контроля касается только муниципальных лесных участков, что не препятствует административному истцу реализовывать предусмотренные статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года N 143, аналогичные полномочия в отношении расположенного на территории муниципального района лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Вопреки утверждению апеллянта в дополнениях к апелляционной жалобе, не влияет на законность обжалуемого судебного акта и то обстоятельство, что постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от 29 сентября 2021 года N 404, вступающему в силу с 01 января 2022 года, признано утратившим постановление Администрации Исилькульского муниципального района от 26 октября 2015 года N 620 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле на территориях сельских поселений Исилькульского муниципального района Омской области".
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Главного управления лесного хозяйства Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы, представления через Омский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.