Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-519/2021 по административному исковому заявлению Коробейникова Д.М. о признании недействующими приложений N 1 и N 3 к Генеральному плану Зыковского сельсовета Березовского района, в редакции утвержденной решением Березовского районного Совета депутатов от 14 августа 2019 года N 47-327Р "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края" и признании недействующими приложений N 1 и N 3 к Правилам землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, в редакции утвержденной решением Березовского районного Совета депутатов от 12 ноября 2019 года N 50-349 "Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" к двум функциональным и двум территориальным зонам, с апелляционной жалобой административного истца Коробейникова Д.М. на решение Красноярского краевого суда от 15 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Коробейникова Д.М. - Каданова А.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края 23 декабря 2010 года N 15-60Р "Об утверждении генерального плана Зыковского сельсовета Березовского района" (далее - Решение от 23 декабря 2010 года N 15-60Р) утвержден Генеральный план Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, в состав которого входят следующие населенные пункты: село Зыково (административный центр), деревня Кузнецово, деревня Лукино (далее - Генеральный план).
14 августа 2019 года решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края N 47-327Р "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края" (далее - Решение от 14 августа 2019 года N 47-327Р), внесены изменения в Генеральный план Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, согласно приложениям: N 1 "Муниципальное образование Зыковский сельсовет. Схема планируемого использования территории"; N 2 Село Зыково, деревня Лукино Зыковского сельсовета Березовского района. Схема генерального плана. Схема функционального зонирования территории"; N 3 "Деревня Кузнецово Зыковского сельсовета Березовского района. Схема генерального плана Кузнецово".
Решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края от 14 августа 2012 года N 43-187Р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края" (далее - Решение от 14 августа 2012 года N 43-187Р) утверждены Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, являющиеся приложением к данному Решению (далее - Правила землепользования и застройки).
12 ноября 2019 года решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края N 50-349 "Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края" (далее - Решение от 12 ноября 2019 года N 50-349) утвержден проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, согласно приложениям: N 1 "Муниципальное образование Зыковский сельсовет Березовского района. Карта градостроительного зонирования территории сельсовета. Карта зон с особыми условиями территорий и территорий объектов культурного наследия"; N 2 Муниципальное образование Зыковский сельсовет Березовского района. Карта градостроительного зонирования территории с. Зыково, д. Лукино"; N 3 Муниципальное образование Зыковский сельсовет Березовского района. Карта градостроительного зонирования территории д. Кузнецово".
Административный истец обратился с административным иском о признании недействующими приложений N 1 и N 3 к Генеральному плану Зыковского сельсовета Березовского района, в редакции утвержденной решением Березовского районного Совета депутатов от 14 августа 2019 года N 47-327Р "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края" и признании недействующими приложений N 1 и N 3 к Правилам землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, в редакции утвержденной решением Березовского районного Совета депутатов от 12 ноября 2019 года N 50-349 "Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" к двум функциональным и двум территориальным зонам: зоне Ж-1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами" и зоне Т "зона транспортной инфраструктуры".
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит ? доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, д. Кузнецово, с видом разрешенного использования - для жилищного строительства.
Установление оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении указанного земельного участка двух функциональных и двух территориальных зон нарушает права административного истца на его использование по назначению и противоречит положениям пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне, создает неопределенность правового режима земельного участка.
Решением Красноярского краевого суда от 15 сентября 2021 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит постановленный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, а так же имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, в связи с чем вывод суда о том, что нахождение земельного участка административного истца согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, где одна из зон фактически определяет границы территории общего пользования (улично-дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Относительно доводов жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
На основании пункта 20 части 1 и части 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктов 1 и 3 части 1, пунктов 1 и 3 части 2 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Соглашения о передаче осуществления части полномочий органом местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района, утвержденного решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края N 78-482Р от 25 декабря 2009 года, утверждение генеральных планов поселений Березовского района Красноярского края, а также их правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения Березовского района Красноярского края, по которым представительным органом местного самоуправления района принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции с учетом названных норм сделал правомерный вывод, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с 30 декабря 2014 году административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит ? доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о регистрации права, кадастровым паспортом земельного участка, выпиской из ЕГРН.
Генеральным планом (в редакции от 14 августа 2019 года) указанный земельный участок отнесен к двум функциональным зонам: Жилая зона - индивидуальная застройка, Зона инженерной и транспортной инфраструктуры. Правилами землепользования и застройки (в редакции от 12 ноября 2019 года) этот же земельный участок отнесен к двум территориальным зонам: Жилая зона (Ж1) - индивидуальная застройка и Зона инженерной и транспортной инфраструктуры (И-Т).
Согласно пункту 5 части 1 и части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации улично-дорожная сеть муниципального района относится к объектам местного значения, является территорией общего пользования, обозначенной красными линиями.
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления муниципального района, установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям статей 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о не противоречии Правил землепользования и застройки части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации исходя из следующего.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При таких данных, вопреки утверждению апеллянта, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.
Как верно указал суд первой инстанции, такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Коробейникова Д.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.