Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Ермаковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-19/2021) по административному исковому заявлению региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" о признании недействующим постановления Правительства Сахалинской области от 27 января 2021 года N 16 "Об утверждении Положения о памятнике природы регионального значения Сахалинской области "Популяция кардиокринума (лилии) Глена" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Сахалинской области", по апелляционной жалобе региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" на решение Сахалинского областного суда от 03 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя Правительства Сахалинской области Васильева К.А, представителя Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Яковлева М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Сахалинской области от 27 января 2021 года N 16 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Сахалинской области "Популяция кардиокринума (лилии) Глена" (далее - Положение) и признаны утратившим силу отдельные положения некоторых актов Правительства Сахалинской области (далее - Постановление N 16).
В приложении к Положению содержится описание местоположения границ памятника природы регионального значения Сахалинской области "Популяция кардиокринума (лилии) Глена".
Региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" (далее - РОО Экологическая вахта Сахалина) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления N 16. В обоснование заявленных требований указывает о нарушении пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в части согласования решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Так, указывает, что оспариваемым постановлением установлены более узкие границы памятника природы, площадью в три раза меньше, чем первоначальные. Кроме того, считает, что при принятии оспариваемого постановления нарушены требования статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части обязательности государственной экологической экспертизы регионального уровня проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, поскольку государственная экологическая экспертиза на проект постановления N 16 не проводилась. Также нарушены требования Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в части установления охранной зоны.
Решением Сахалинского областного суда от 03 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, административным истцом РОО "Экологическая вахта Сахалина" подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение Сахалинского областного суда полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что изменение границ особо охраняемой природной территории должно обосновываться материалами инвентаризации и подлежало согласованию с Минприроды России и обязательной государственной экологической экспертизе, однако таких доказательств административным ответчиком приведено не было. Оспариваемое постановление значительно уменьшило и сдвинуло к северу границы памятника природы, утвержденные постановлением N 58-па, что повлекло изменение (отмену) режима особой охраны для части памятника природы. Также отсутствуют доказательства, подтверждающие законность исключения участка памятника природы "Популяция кардиокринума (Лилии) Глена" в 37 квартале из состава особо охраняемой природной территории. Кроме того, считает, что ссылка суда на таксационное описание 2012 года Южно-Сахалинского лесничества, картографическое описание в виде выкопировки из планшета N 9, отчет по инвентаризации 2014 года нельзя признать относимыми доказательствами. Указывает о второстепенности численного значения площади памятника природы, поскольку площадь особо охраняемой природной территории - это производная от ее границ. Вывод суда о том, что оспариваемое постановление не относится к нормативно-техническим и инструктивно-методическим документам противоречит всей имеющейся судебной практике.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Сахалинской области, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель РОО "Экологическая вахта Сахалина" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства Сахалинской области Васильев К.А, представитель Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Яковлев М.В. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для изменения или отмены решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; законодательство об охране окружающей среды.
Пунктом 8 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (части 1, 2 статьи 1 Федерального закона N 33-ФЗ).
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в статье 2 названного Федерального закона различаются категории данных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3 этой же статьи).
Согласно частям 2, 3 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области" (далее - Закон N 120-ЗО) установлено, что решение о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны, в том числе по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти относится к полномочиям Правительства Сахалинской области (пункт "б" статьи 4).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что в связи с произрастанием на территории редкого реликтового вида островной флоры кардиокринума (лилии) Глена, занесенного в Красную книгу СССР решением исполнительного комитета Сахалинского областного суда народных депутатов от 28 декабря 1988 года N 321 создан памятник природы регионального значения Сахалинской области "Популяция кардиокринума (лилии) Глена". Площадь памятника составила 2 га.
Постановлением Губернатора Сахалинской области от 18 августа 1995 года N 257 утверждены результаты инвентаризации 1993-1994 годов территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области. В соответствии с пунктом 1 данного постановлениея площадь памятника природы увеличена до "данные изъяты". Также указано, что памятник природы расположен "адрес".
Администрацией Сахалинской области 7 марта 2008 года принято постановление N 58-па "Об утверждении изменения границ и упразднения памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году" (далее - Постановление N 58-па).
Пунктом 4 Постановления N 58-па пункт 1 постановления Губернатора Сахалинской области от 18 августа 1995 года N 257 в части утверждения границ памятника природы регионального значения "Популяция кардиокринума Глена" признан утратившим силу.
Пунктом 1.4 Постановления N 58-па утверждены изменения границ памятника природы регионального значения Сахалинской области "Популяция кардиокринума (лилии) Глена", произведено географическое описание его расположения - "адрес". Определены угловые координаты и координаты центральной точки. Площадь памятника природы составила "данные изъяты" га.
Данные сведения впоследствии закреплены в пункте 30 Приложения к закону Сахалинской области N 120-ЗО и в паспорте памятника природы "Популяция кардиокринума (лилии) Глена", утвержденном решением администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года N 863-ра.
На момент принятия Постановления N 58-па требований об обязательном указании координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории законодательство не содержало.
Нахождение памятника природы в границах "данные изъяты" квартала Южно-Сахалинского участкового лесничества соответствует исследованному судом таксационному и картографическому описанию участкового лесничества Южно-Сахалинское, а также пояснениям специалистов ФИО11 и ФИО12
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Постановлении N 58-па описание расположение памятника природы является неполным и противоречит отчету инвентаризации 2005 года, поскольку не содержит упоминание о "данные изъяты" квартале, подлежат отклонению.
Законодательством не предусмотрена обязательность характера выводов инвентаризации при принятии нормативных правовых актов.
Кроме того, Постановление N 58-па не является предметом спора по настоящему административному делу и недействующим не признано.
29 мая 2014 года Сахалинским Ботаническим садом-институтом Дальневосточного отделения Российской академии наук проведены работы по инвентаризации памятника природы.
В отчете о выполнении работ по инвентаризации описано географическое положение памятника природы "Популяция кардиокринума (лилии) Глена", зафиксированы границы данного памятника природы, с указанием 7 угловых координат и координаты центральной точки. Данный отчет также подтверждает расположение памятника природы в границах 36 квартала Южно-сахалинского участкового лесничества.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июля 2020 года.
В соответствии с частями 12, 13 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ (введенных Федеральным законом N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
17 июля 2018 года между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и "данные изъяты" заключен государственный контракт на оказание услуг по описанию местоположения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования городской округ "данные изъяты".
По результатам исполнения данного государственного контракта составлена карта (план) границ охраняемой природной территории - памятника природы "Популяция кардиокринума (лилии) Глена", содержащая сведения о местонахождении границ объекта и план границ землеустройства. Границы памятника природы сформированы 16 характерными точками границ объекта землеустройства. Площадь памятника природы составила "данные изъяты" га. Схематичное изображение границ памятника природы на карте-плане соответствует географическому описанию, содержащемуся в Постановлении N 58-па и схеме, составленной по результатам инвентаризации 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым постановление изменены границы, площадь и режим особой охраны памятника природы, установленные Постановлением N 58-па, не соответствуют обстоятельствам дела.
Проанализировав обстоятельства дела, дав им оценку в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, содержащий графическое описание местоположения границ уже созданной особо охраняемой природной территории и перечень координат характерных точек его границ не является решением о создании особо охраняемой природной территории регионального значения, об изменении режима его особой охраны, а следовательно, необходимость согласовании постановления с уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды отсутствовала.
Областным судом, вопреки доводам апелляционной жалобы, сделан обоснованный вывод о том, что Постановление Правительства Сахалинской области N 16 является нормативным правовым актом, к нормативно-техническим и инструктивно-методическим документам в области охраны окружающей среды не относится.
В связи с чем, проведение государственной экологической экспертизы, установленной Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизы", не требуется.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сахалинского областного суда от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Сахалинский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.