Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-71/2021 по административному исковому заявлению Сырат Б.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, с апелляционной жалобой административного ответчика Мэрии города Кызыла на решение Верховного Суда Республики Тыва от 29 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сырат Б.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 54030 рублей. В обоснование заявленных требований истец указала, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 декабря 2012 года на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить ей на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. На основании переданного в службу судебных приставов исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. Между тем, до настоящего времени судебный акт о предоставлении жилого помещения не исполнен. Решением Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года на административного ответчика возложена обязанность выплатить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180000 рублей. Административный истец полагала, что общая продолжительность исполнения решения городского суда нарушает ее права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 02 сентября 2021 года в качестве административного соответчика привлечен Департамент финансов Мэрии города Кызыла, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.
Определением суда от 21 сентября 2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 29 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично, Сырат Б.В. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 28000 рублей. Исполнение решения суда возложено на Департамент финансов Мэрии города Кызылы за счет средств местного бюджета. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик Мэрия города Кызыла просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование указывает, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот в местный бюджет не поступают, при этом бездействия со стороны Мэрии города Кызыла по исполнению решения городского суда не наблюдается. Также, по мнению апеллянта, размер взысканной компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
В поданных возражениях административный истец обосновывает несостоятельность доводов апелляционной жалобы и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 10 января 2013 года, на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить Сырат Б.В. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" общей площадью не менее 12, 5 кв.м, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. В целях принудительного исполнения указанного решения суда Сырат Б.В. обратилась с заявлением о выдаче исполнительного листа, который был выдан 15 января 2013 года и предъявлен 22 апреля 2013 года в службу судебных приставов для исполнения.
25 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство N 11841/13/02/17 в отношении Мэрии города Кызыла, поскольку судебное решение не было исполнено в добровольном порядке.
Также материалами дела подтверждается, что Сырат Б.В. ранее обращалась в суд с аналогичным заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года, вступившим в законную силу 27 октября 2020 года, по административному делу N 3а-32/2020, Сырат Б.В. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180000 рублей.
В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Судебная коллегия отмечает, что общий срок исполнения решения суда, которое на момент рассмотрения дела не окончено, подлежит исчислению с учетом приведенных в пункте 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 разъяснениям, согласно которым, Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
С учетом указанных разъяснений общий срок исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 декабря 2012 года на день рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции (29 сентября 2021 года) со дня вступления его в законную силу (10 января 2013 года) составил 8 лет 8 месяцев 19 дней.
Со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (27 октября 2020 года), по день поступления настоящего административного искового заявления в суд, уполномоченный его рассматривать (01 сентября 2021 года), истекло более 10 месяцев.
В связи с этим судом при рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что Сырат Б.В. соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последняя имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом продолжительность исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 декабря 2012 года, в период с 22 апреля 2013 года по 20 июля 2020 года, получила правовую оценку в решении Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года, в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положений пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
При таких данных, в настоящем административном деле судом дана оценка обстоятельствам, связанным с исполнением судебного акта в период с 21 июля 2020 года по 29 сентября 2021 года (на момент принятия судом решения по данному делу).
Таким образом, продолжительность неисполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 декабря 2012 года в период с 21 июля 2020 года по 29 сентября 2021 года составила 1 год 2 месяца 8 дней.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка своевременности мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта исходя из имеющихся в материалах дела документов, а также тому обстоятельству, что должником не представлено доказательств принятия достаточных и эффективных мер по исполнению судебного акта, и обосновано сделан вывод о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности и справедливости, закрепленному статьей 6 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод".
Вины службы судебных приставов в неисполнении решения суда не установлено. Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.
Кроме того, каких - либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы административного дела не содержат.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, предназначенных для детей-сирот на территории городского округа "Город Кызыл", от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства административного дела, продолжительность исполнения указанного выше решения, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, основание для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, принципы разумности и справедливости, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о компенсации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, а также учитывая размер ранее присужденной денежной суммы, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований, обоснованно определив размер компенсации равной 28000 рублей.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен в соответствии с требованиями Закона о компенсации и, вопреки утверждению административного ответчика, отвечает принципам разумности и справедливости.
Таким образом, доводы, приведенные административным ответчиком в апелляционной жалобе не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии города Кызыла - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Верховный Суд Республики Тыва.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.