Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Грейсман А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-139/2021 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Мысковский коммерческий центр" к Управлению Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу, ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительству Кемеровской области-Кузбасса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Сабуровой Елены Ильиничны на решение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Открытое акционерное общество "Мысковский коммерческий центр" (далее - ОАО "МК Центр") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 10 992 000 рублей по состоянию на 19 ноября 2013 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ОАО "МК Центр" является собственником указанного нежилого здания. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании представленного административным истцом отчета об оценке N 2011/05 от 28 декабря 2020 года, что нарушает права ОАО "МК Центр", поскольку влечет необоснованное увеличение налоговых платежей.
Решением Кемеровского областного суда от 27 сентября 2021 года удовлетворено административное исковое заявление ОАО "МК Центр", установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 11 112 000 рублей по состоянию на 19 ноября 2013 года. Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной постановлено считать 30 декабря 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" просит вышеуказанное решение изменить в части удовлетворения требований к ненадлежащему административному ответчику. В обоснование своей позиции указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу, поскольку им был осуществлен только расчет кадастровой стоимости на основании изменения характеристик объекта недвижимости с использованием утвержденных удельных показателей. В данном случае административный ответчик не наделен публичными полномочиями по самостоятельному утверждению результатов определения кадастровой стоимости. Выводы суда первой инстанции являются необоснованными и противоречат позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". Кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" в ходе судебного разбирательства не оспаривало право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что ОАО "МК "Центр" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области от 19 ноября 2013 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года N 2 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области" в размере 16 129 870, 47 рублей по состоянию на 19 ноября 2013 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 19 ноября 2013 года.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года N 651, распоряжениями администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года N 3-р, от 03 декабря 2019 года N 6-ра, от 23 декабря 2020 года N 21-ра определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (на 2018-2021 гг.), в которые включен и спорный объект недвижимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области отклонено заявление ОАО "МК Центр" от 11 января 2021 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости относительно спорного нежилого здания, поскольку оформление и содержание представленного отчета об оценке не соответствовало требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N 2011/05 от 28 декабря 2020 год, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Независимая профессиональная оценка", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N составляет 10 992 000 рублей по состоянию на 19 ноября 2013 года.
Определением Кемеровского областного суда от 24 июня 2021 года по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза на основании имеющихся у суда сомнений относительно достоверности выводов, изложенных в отчете об оценке. Из заключения эксперта N 98/21 от 15 сентября 2021 года, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Оценочное бюро "Актив", следует, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 19 ноября 2013 года составила 11 112 000 рублей.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Кемеровский областной суд исходил из того, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, установив кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы, признанного судом достоверным и допустимым доказательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с изложенными выводами, находит их обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к безосновательному привлечению в качестве административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку, по мнению апеллянта, оно не является государственным органом, уполномоченным на утверждение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно частям 4, 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
В силу положений части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет круг лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При этом, суд вправе привлечь к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Положение) государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Пунктом 5.1.26 Положения установлено, что к функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 26 декабря 2011 года N П/531 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
По настоящему административному делу установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области от 19 ноября 2013 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года N 2.
Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что в данном случае именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по данному административному делу об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
То обстоятельство, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости применялись установленные удельные показатели кадастровой стоимости, не свидетельствует об ошибочности обжалуемого решения суда, поскольку фактически результаты определения кадастровой стоимости были утверждены актом ФГБУ "ФКП Росреестра".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут послужить основанием для отмены или изменения верного по существу решения Кемеровского областного суда.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Сабуровой Елены Ильиничны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кемеровский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.