Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Ермаковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-392/2021) по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" о признании недействующим в части приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 сентября 2016 года N 1/451-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае", по апелляционной жалобе Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 22 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гордиенко А.Е, представителя МУП города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" Пестова О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
23 сентября 2016 года Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края вынесен приказ N 1/451-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае" (далее - приказ N 1/451-од).
Таблицей 11 раздела 4.4. территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердым коммунальными отходами для территории Красноярского края установлены нормативы накопления ТКО. Для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности Минусинского района установлены в размере 0, 09 м3/чел.
Муниципальное унитарное предприятие города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" (далее - МУП города Минусинска "Муниципальное городское хозяйство", предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа N 1/451-од в части установления норматива в размере 0, 09 м3/чел. В обоснование требований указывает, что в приложении N 2 приказа Министерства экологии и природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года N 77-673-од "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края" для Минусинской технологической зоны установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда на территории Красноярского края в размере 0, 08 м3/чел. МУП города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" при исчислении населению стоимости оказанной услуги по обращению с ТКО для жилого фонда в Минусинской технологической зоне руководствуется нормативом 0, 08 м3/чел. Министерством тарифной политики Красноярского края при расчете тарифа с ТКО используется норматив 0, 09 м3/чел. Административный истец считает, что противоречие в нормативных правовых актах нарушает его законные интересы. Недостоверные данные по объему приведут к экономически невыгодному (заниженному) тарифу, вследствие чего оператор будет нести убытки в своей хозяйственной деятельности.
Решением Красноярского краевого суда от 22 сентября 2021 года административный иск МУП города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" удовлетворён. Приказ 1/451-од признан недействующим с 28 мая 2020 года в части указания значения норматива накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда города Минусинска, вне зависимости от степени благоустройства в месяц 0, 09 м3/чел. в разделе 4.4. территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердым коммунальными отходами, в Красноярском крае.
На вышеуказанное решение Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - Министерство) подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. Не согласны с выводом суда о том, что Министерством нарушен пункт 4 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 (далее - Правила N 1130). Также считает несостоятельным вывод суда о том, что норматив накопления твердых коммунальных отходов влияет на установление тарифа, так как пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрен иной способ определения данных о фактическом объеме или массы твердых коммунальных отходов.
В возражениях прокурор, участвовавший в деле, просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гордиенко А.Е, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель МУП города Минусинска "Муниципальное городское хозяйство" Пестов О.В, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Из пункта 5 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления следует, что порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Из пункта 3.1 Положения о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 28 ноября 2017 года N 715-п следует, что в компетенцию Министерства входит утверждение территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru от 27 сентября 2016 года и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28 мая 2020 года МУП города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
28 мая 2020 года между МУП города Минусинска "Муниципальное городское хозяйство" и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на Минусинской технологической зоны Красноярского края.
Пунктом 2.1.5 данного соглашения предусмотрено, что региональный оператор обязуется осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне в соответствии с территориальной схемой и конкурсной документацией.
Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязанностей по соглашению в полном объеме с момента утверждения тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01 сентября 2020 года (пункт 3.2 Соглашения).
Согласно пункту 5 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 (далее - Основы ценообразования), тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая указанные положения, то обстоятельство, что МУП города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" до 28 мая 2020 года деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны не осуществлял, краевой суд сделал правильный вывод о том, что при установлении тарифа расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов должны определяться исходя из Территориальной схемы, утвержденной оспариваемым приказом.
Фактические данные по объему (массе) отходов при установлении тарифов отсутствовали, поскольку МУП города Минусинска "Муниципальное городское хозяйство" стало осуществлять деятельность на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края с 1 сентября 2020 года.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении тарифа можно было использовать данные о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31 декабря 2019 года N 77-2184-од с 01 января 2020 года, для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены в размере 0, 08 кубических метра на человека в месяц.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года N 77-673-од с учетом изменений внесенных приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06 мая 2021 года N 77-1198-од, вынесенного в исполнении решения Красноярского краевого суда от 16 декабря 2020 года нормативы накопления для многоквартирных и индивидуальных жилых домов Минусинской технологической зоны на одного проживающего установлены в размере 0, 08 кубических метров в месяц (пункт 8.2).
Срок действия пункта 8.2 установлен с 17 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15 января 2021 года N 77-51-од установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда на территории Красноярского края, сроком действия с 1 января 2021 года до 31 декабря 2022 года. Пунктом 8 приложения N 2 к приказу, для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края, норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 0, 08 кубических метра на человека в месяц.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил, при разработке территориальных схем, должны использоваться нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Таким образом, краевым судом сделан правильный вывод о том, что с начала применения для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края норматива накопления твердых коммунальных отходов в размере 0, 08 кубических метра на человека в месяц, норматив накопления ТКО для жилого фонда города Минусинска, установленный оспариваемым приказом в размере 0, 09 кубических метра на человека в месяц, должен был быть приведен в соответствие с указанными выше приказами Министерства экологии и рационального природопользования от 30 апреля 2020 года N 77-673-од (с изменениями), от 15 января 2021 года N 77-51-од.
Учитывая, что на дату подачи административного иска и на момент вынесения решения необходимые изменения в оспариваемый приказ внесены не были, суд первой инстанции, обоснованно посчитав, что оспариваемый в части приказ противоречит подпункту "г" пункта 4 Правил, нарушает права и законные интересы административного истца, принял законное решение о его признании в оспариваемой части недействующим.
Доводы апелляционной жалобы данные выводы суда не опровергают.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у краевого суда имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.