Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев протест заместителя прокурора г. Москвы ФИО6. на вступившее в законную силу постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО7
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 6 апреля 2021 года, ФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В протесте, поданном во Второй кассационный суд общей юрисдикции заместитель прокурора г. Москвы ФИО9 просит отменить постановление, вынесенное в отношении ФИО12 ссылаясь на его незаконность.
ФИО10 уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста заместителем прокурора г. Москвы ФИО11 на указанное судебное постановление, в установленный срок возражения на него не представила.
Изучение материалов дела и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 267 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ФИО13 к ответственности за совершение административного правонарушения, послужили выводы о том, что 2 февраля 2021 года в период времени с 23 часов 50 минут по адресу: г. Москва, Дмитровский переулок, д. 7, ФИО14 в составе группы граждан, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировала лозунги, то есть добровольно принимала участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам города Москвы (ул. Тверская, ул. Б.Никитская, Б.Дмитровская, ул. М.Дмитровская), создавала помехи движению пешеходов и транспортных средств, перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, чем допустила нарушение требования федерального закона от 19 июня 2004 года N 54- ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" и требований Закона г. Москвы N 10 от 4 апреля 2007 года "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала.
Вместе с тем, как следует из представленных с настоящим протестом материалов, постановлением следователя 4-го отдела СЧ по РОПД СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 3 февраля 2021 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 267 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту того, что неустановленные лица, в период до 2 февраля 2021 года, более точные дата и время следствием не установлены, имея умысел на приведение в негодность путей сообщения на территории Центрального административного округа города Москвы, в точно неустановленном месте, точно неустановленным способом, осознавая и понимая, что их действия могут повлечь массовое скопление неограниченного круга лиц, организовали незаконные публичные призывы, направленные на участие на территории города Москвы 2 февраля 2021 года в массовой несогласованной акции "в поддержку "данные изъяты"". При этом, целью неустановленных лиц, организовавших несогласованную акцию, являлось, в том числе, перекрытие дорог для пешеходов и транспортных средств, остановка дорожного движения, блокировка транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети города Москвы.
В постановлении о возбуждении уголовного дела также указано, что 2 февраля 2021 года, неустановленные лица, в период времени до 23 часов 17 минут, действуя на основании вышеуказанного призыва, участвуя в массовой несогласованной акции "в поддержку "данные изъяты"", находясь в центральной части города Москвы, в том числе на улице Петровка и других, осознавая общественную опасность своих действий, имея умысел на перекрытие дорог для пешеходов и транспортных средств, остановки движения и нанесения ущерба транспортным средствам в Центральном административном округе города Москве, осуществили в вышеуказанный период времени нарушение установленного порядка дорожного движения, выразившегося в умышленном блокировании транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры, а также воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети города Москвы, в том числе в 23 часа 17 минут по адресам: г. Москва, ул. Петровка, д. 24, стр. 1; г. Москва, ул. Петровка, д. 3, стр. 1; г. Москва, ул. Петровка, д. 3, стр. 2, а также по другим адресам Центрального административного округа г. Москвы, создав при этом угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, как из числа водителей автотранспорта, его пассажиров, так и пешеходов, а также угрозу уничтожения или повреждения имущества данных физических и юридических лиц.
9 июля 2021 года следователем 4-го отдела СЧ по РОПД СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве вынесено постановление о привлечении ФИО15 в качестве обвиняемой по вышеуказанному уголовному делу.
Таким образом, при квалификации действий ФИО16 по части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по части 1 статьи 267 Уголовного кодекса Российской Федерации учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 12.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 года N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", если в ходе судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, предусмотренном частями 2, 4 или 6 статьи 264 либо статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, будет установлено, что лицо в связи с этим правонарушением привлечено к административной ответственности по части 1 или 3 статьи 12.8 либо по статье 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то суду следует направить уголовное дело прокурору на основании статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку вступившее в законную силу и неотмененное решение о привлечении к административной ответственности лица за совершение тех же действий, которые вменены ему органами предварительного расследования (управление транспортным средством в состоянии опьянения или невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), является препятствием для вынесения приговора.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Симоновского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО19 подлежит отмене.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Таким образом, решение судьи Московского городского суда от 6 апреля 2021 года также подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора г. Москвы ФИО17 удовлетворить.
постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2021 года и решение судьи Московского городского суда от 6 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО18, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.