Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца АО "МОСДАЧТРЕСТ" по доверенности Веселкова Н.А. (поступила в суд первой инстанции 16 августа 2021 года, в суд кассационной инстанции с делом - 19 августа 2021 года) на решение Московского городского суда от 6 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению АО "МОСДАЧТРЕСТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Веселкова Н.А, представителя административного ответчика по доверенности Мясникова И.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "МОСДАЧТРЕСТ" (далее также АО "МОСДАЧТРЕСТ", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной для принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровым номером 77:08:0013014:2002 в размере 783 485 000 руб, с кадастровым номером 77:08:0013014:2003 в размере 29 049 000 руб. по состоянию на 18 сентября 2019 года; для земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2083 в размере 80 426 000 руб. по состоянию на 31 мая 2019 года.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что установленная в отношении данных объектов недвижимого имущества кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке, чем нарушаются права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Решением Московского городского суда от 06 ноября 2020 года по состоянию на 18 сентября 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2002 установлена равной рыночной стоимости в размере 2 937 559 000 руб, земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2003 установлена равной рыночной стоимости в размере 112 230 000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2083 установлена равной рыночной стоимости в размере 308 152 000 руб. по состоянию на 31 мая 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы АО "МОСДАЧТРЕСТ", ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель административного истца АО "МОСДАЧТРЕСТ" по доверенности Веселков Н.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не оказал содействия административному истцу в реализации прав, не установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, судами в основу решения положено заключение эксперта, составленное с нарушениями законодательства РФ об оценочной деятельности и имеющее ошибки и неточности в содержании и результатах исследования.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель административного истца в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражал по мотивам необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства российской федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из содержания положений статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
По смыслу приведенных выше положений закона и официального толкования их применения Верховным Судом Российской Федерации, юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, АО "МОСДАЧТРЕСТ" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 77:08:0013014:2002, 77:08:0013014:2003, расположенные по адресу: город Москва, линия Хорошевского Серебряного Бора 4-я, и земельный участок с кадастровым номером 77:08:0013013:2083, расположенный по адресу: город Москва, улица Туманская.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Применение кадастровой стоимости для целей налогообложения не должно нарушать гарантий прав налогоплательщиков на справедливое и экономически обоснованное налогообложение с учетом особенностей объекта недвижимости. Тот факт, что кадастровая стоимость объекта недвижимости безо всяких оснований значительно превышает его рыночную стоимость, сам по себе является доказательством нарушения прав субъекте налоговых правоотношений. Любое нарушение прав может быть устранено использованием судебного порядка (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2002 по состоянию на 18 сентября 2019 года утверждена в соответствии с актом ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" N 02-10852/19-1-ЗУ от 25 сентября 2019 года в размере 4 124 029 842, 46 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2003 по состоянию на 18 сентября 2019 года утверждена в соответствии с актом ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" N 02-10852/19-1-ЗУ от 25 сентября 2019 года в размере 117 540 610 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2083 по состоянию на 31 мая 2019 года утверждена в соответствии с актом ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" N 02-6457/19-1 от 11 июня 2019 года в размере 349 331 587, 28 рублей.
Оспаривая результаты определения кадастровой оценки, административный истец представил суду отчет об оценке N 138/19 от 5 ноября 2019 года, подготовленный оценщиком ООО "Первая оценочная компания", согласно которому по состоянию на 18 сентября 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2002 составляет 783 485 000 руб, земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2003 - 29 049 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2083 определена в размере 80 426 000 рублей. по состоянию на 31 мая 2019 года.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 23 постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 следует, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Поскольку имелись обоснованные сомнения в достоверности представленного административным истцом отчета об оценке, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Институт судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной экспертизы N 08/3 а- 2338/33/2020 от 14 августа 2020 года, составленному экспертом АНО "Институт судебных экспертиз" Ершовым В.А, представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 138/19 от 5 ноября 2019 года, подготовленный ООО "Первая оценочная компания", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2002 по состоянию на 18 сентября 2019 года определена в размере 2 937 559 000 руб, земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013014:2003 по состоянию на 18 сентября 2019 года - в размере 112 230 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013013:2083 по состоянию на 31 мая 2019 года определена в размере 308 152 000 руб.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы N 08/3 а- 2338/33/2020 от 14 августа 2020 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на применяемые нормативно-правовые акты, стандарты и методы оценки, коэффициенты корректировок, иные сведения, имеющие существенное значение.
Указанное заключение судебной экспертизы оценено судом первой инстанции в совокупности с другими доказательствами и в полном соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ. С результатами такой оценки согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Анализ заключения судебной экспертизы, положенной в основу решения суда, свидетельствует о том, что заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Данное заключение отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. В заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам неправильного применения ими норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 6 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "МОСДАЧТРЕСТ" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.