Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 4 октября 2021 года в суд первой инстанции (направленную почтовой корреспонденцией 1 октября 2021 года) кассационную жалобу представителя Управления Росреестра по Смоленской области Шурыгиной Т.А. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 июля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об отказе в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1655/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Ефимов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в территориальной зоне Ж1 с разрешенным видом использования "жилой дом блокированного типа, для иного использования".
27 апреля 2020 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска Ефимову А.В. выдан градостроительный план, которым предусмотрено возведение на участке объекта торгово-бытового обслуживания в утвержденных границах.
23 ноября 2020 года Ефимов А.В. через многофункциональный центр в порядке межведомственного информационного взаимодействия обратился в Управление Росреестра по Смоленской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида "жилой дом блокированного типа" на вид "под объект торгово-бытового обслуживания".
Уведомлением от 11 декабря 2020 года N КУВД-001/2020-25403804/1 представителю Ефимова А.В. сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении вышеуказанного земельного участка на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Указано, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N входит в границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Культурный слой города, IX-XVII вв.", расположенного по адресу: "адрес", "адрес". Содержание обязательств по сохранению недвижимого памятника археологии согласно охранному обязательству N 1264 оформлено Смоленским областным государственным учреждением культуры "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" 20 февраля 2008 года на основании решения Смоленской областной думы от 31 октября 1996 года N 171. В соответствии с частью 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на упомянутый земельный участок. Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В связи с тем, что в силу изложенного акт органа власти о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не представлен, изменение вида разрешенного использования не представляется возможным.
Ефимов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления Управления Росреестра по Смоленской области от 11 декабря 2020 года, возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя требования тем, что оспариваемый отказ противоречит нормам закона. Территориальная зона Ж1, на которой расположен принадлежащий ему земельный участок, допускает в качестве основного вида разрешенного использования размещение объектов бытового обслуживания с условием примыкания земельного участка к красным линиям улиц, дорог и соблюдения требований о площади объекта в пределах от 150 кв.м. до 300 кв.м. Обременение в виде вхождения земельного участка в границы территории объекта культурного наследия означает всего лишь обязанность разработки и согласования проектной документации, а также проведение работ по сохранению памятника культурного наследия.
Решением Ленинского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 июля 2021 года, административное исковое заявление Ефимова А.В. удовлетворено.
Постановлено признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Смоленской области от 11 декабря 2020 года N КУВД-001/2020-25403804/1 об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Обязать Управление Росреестра по Смоленской области произвести государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", с вида "жилой дом блокированного типа" на "под объект бытового обслуживания".
В кассационной жалобе представителя Управления Росреестра по Смоленской области Шурыгиной Т.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные Ефимовым А.В. требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне Ж1, основными видами разрешенного использования земельных участков в указанной зоне являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и т.п, собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления, действие градостроительного регламента на земельный участок административного истца распространяется, поскольку выданное ему охранное обязательство не содержит сведений о том, что на земельном участке административного истца расположены памятники и ансамбли.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, представитель административного ответчика в кассационной жалобе приводит доводы, которые сводятся к тому, что поскольку на земельный участок административного истца действие градостроительного регламента не распространяется, то он не вправе на основании части 4 статьи 37 ГрК РФ выбрать основной вид разрешенного использования без дополнительного разрешения уполномоченного органа.
Приведенные доводы судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Приказом Главного управления Смоленской области по культурному наследию от 18 сентября 2020 года N 238 утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/земельного участка с кадастровым номером Nместоположение: "адрес", "адрес", "адрес"), в границах которого располагается объект археологического наследия, являющийся объектом культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, "Культурный слой города", IX-XVII вв.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1).
Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра (пункт 2).
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (статья 3).
Согласно сведениям реестра, размещенного на сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", объект культурного наследия "Культурный слой города" (номер в реестре N) отнесен к категории федерального значения, к виду "памятник".
Суды при рассмотрении настоящего спора указанные сведения, размещенные в общедоступном источнике, во внимание не приняли, формально сославшись на отсутствие в выданном собственнику охранном обязательстве данных о расположении на земельном участке памятников и ансамблей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац второй).
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (абзац 1).
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (абзац 2).
Согласно статье 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Вместе с тем, статьей 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (подпункт 1 пункта 4).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7).
Согласно пункту 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
При этом в настоящее время федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не определен.
Вместе с тем вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в соответствии со статьей 33 данного закона Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе вопросы изменения правового режима земельных участков (подпункт 6 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ).
В настоящее время в отсутствие федерального закона, определяющего порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, решение об использовании таких участков может принять орган власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что действие градостроительного регламента на земельный участок административного истца распространяется, в связи с чем собственник на основании части 4 статьи 37 ГрК РФ вправе выбрать основной и вспомогательный вид разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, а также о незаконности оспариваемого отказа органа регистрации прав во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида "жилой дом блокированного типа" на вид "под объект торгово-бытового обслуживания" противоречат положениям действующего законодательства.
Таким образом, обжалуемые судебные акты постановлены с существенным нарушением норм материального права, которое повлияло на исход административного дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита публичных интересов, они подлежат отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 июля 2021 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Смоленской области от 11 декабря 2020 года об отказе в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "жилой дом блокированного типа" на вид "под объект торгово-бытового обслуживания" отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.