Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Буряка Руслана Владимировича - Зимина Павла Юрьевича на решение Тверского районного суда г. Москвы от 1 февраля 2021 г. (дело N 2а-117/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2021 г. (дело N 33а-2750/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Буряка Руслана Владимировича к Центральной избирательной комиссии РФ о признании ответа незаконным, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Центральной избирательной комиссии РФ Титова А.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Буряк Р.В, отбывающий наказание в виде лишения свободы по приговору суда в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, 20 июня 2020 г. обратился в Центральную избирательную комиссию РФ с заявлением, в котором просил обеспечить возможность ознакомления с поправками в Конституцию РФ, а также сообщить, будут ли принимать участие в голосовании лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
На поступившее в ЦИК РФ 01 июля 2020 г. обращение, 31 июля 2020 г. дан ответ N 08-04/17304, в котором сообщено, что вносимые изменения в Конституцию РФ определены Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", который официально опубликован. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Буряк Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа Центральной избирательной комиссии РФ от 31 июля 2020 г. N 08-04/17304, указав, что данный ответ является незаконным и нарушающим его права как гражданина Российской Федерации на участие в референдуме по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 1 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2021 г, в удовлетворении административного иска Буряка Р.В. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 октября 2021 г, представитель Буряка Р.В. - Зимин П.В. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации урегулирована ее статьей 136, согласно которой поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
11 марта 2020 г. Государственной Думой и Советом Федерации Российской Федерации одобрен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Частью 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее соответственно - общероссийское голосование, настоящий Закон), проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона.
Частью 6 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
В пункте 2.1 Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" указано, что в соответствии со статьей 136 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 108 процедура внесения конституционной поправки во всяком случае включает последовательность надлежащих действий (актов): предложение о поправке в форме проекта закона о поправке, рассмотрение в Государственной Думе проекта закона о поправке (включая внесение между первым и вторым чтением поправок к проекту закона в той же парламентской процедуре, что и при рассмотрении иных законов), одобрение Государственной Думой, одобрение Советом Федерации, одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, подписание Президентом Российской Федерации, обнародование. Подтверждая необходимость этой процедуры, Закон о поправке предусматривает в качестве дополнения к ней, помимо дачи Конституционным Судом Российской Федерации настоящего Заключения, общероссийское голосование как обязательное условие вступления в силу предлагаемых изменений в текст Конституции Российской Федерации.
Общероссийское голосование, предусмотренное Законом о поправке, имеет особую юридическую природу. По смыслу статей 1 (часть 1), 3 (части 1 и 2) и 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оно представляет собой форму непосредственного народного волеизъявления при принятии указанного государственного решения и как таковое не заменяет собой осуществления прерогативы Федерального Собрания и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, которая реализуется ими при принятии данного решения в порядке статьи 136 Конституции Российской Федерации. Поэтому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки.
В пункте 2.2 этого Заключения Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что установленное конституционным законодателем регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, как и в целом статья 2 Закона о поправке, которая направлена на обеспечение подготовки и проведения общероссийского голосования, в том числе на решение организационных вопросов и на обеспечение удобства граждан при волеизъявлении.
Пунктом 1 части 15 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования.
Постановлением ЦИК России от 20.03.2020 N244/1804-7 "О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" утвержден данный Порядок.
Пунктом 1.3 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации предусмотрено, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Указом Президента РФ от 01.06.2020 N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" назначено голосование на 01.07.2020.
Установив, что ответ административного ответчика не нарушает прав и свобод административного истца Буряка Р.В, поскольку граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, активным и пассивным избирательным правом не обладают, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о нарушении административным ответчиком права на участие в референдуме, основанием к отмене судебных актов являться не могут, данные доводы получили надлежащую оценку со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 N12-П "По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации".
Вопреки доводам кассационной жалобы общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 7 которой прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В данном случае, не привлечение к участию в деле прокурора при оценке законности полученного истцом ответа ЦИК, не повлекло принятия неправильного решения.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 1 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Буряка Руслана Владимировича - Зимина Павла Юрьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.